Особенности педагогического общения в дошкольном образовательном заведении
Педагогическое общение – это профессиональное взаимодействие педагога с учащимися, ориентированное на построение системы отношений с ними и руководство их образовательной деятельностью.
Педагогическое общение является условием эффективной реализации учебно-воспитательного процесса в образовательном заведении.
Оно имеет свои особенности на каждом уровне образования и зависит от уровня профессионального и общего развития педагога, его профессиональной компетенции и культуры общения.
Педагогическое общение, реализуемое в ДОУ, имеет свои специфические черты:
- Специально организованный характер общения. Общение направлено на реализацию педагогом своих профессиональных функций. Оно реализуется на занятиях в ДОУ и в иных видах деятельности.
- Функциональная роль педагогического общения в ДОУ сводится к созданию благоприятного психологического микроклимата в образовательном заведении.
- Ориентация на оптимизацию учебной и воспитательной деятельности ДОУ.
- Специальные формы общения, обусловленные спецификой возрастного развития детей дошкольного возраста.
- Установление эмоционального контакта с детьми, посредством избранного стиля общения.
Сложности выстраивания оптимальной системы педагогического общения в ДОУ
Построение педагогом ДОУ системы взаимодействия с детьми является важным направлением его деятельности. От нее, во многом, зависит успех реализации образовательной деятельности, создания благоприятной атмосферы в детском коллективе и развивающего пространства.
Дети дошкольного возраста требуют применения особых форм и методов организации общения с ними. К ним необходимо проявлять уважение и чуткость, учитывать их возрастные особенности восприятия информации, а также форм ее подачи. В этой связи у педагогов ДОУ возникают сложности в построении эффективной и оптимальной системы педагогического общения с дошкольниками разных возрастных групп. Основными из них являются следующие:
- Необходимость непрерывного самоконтроля. Педагогу требуется соблюдать спокойствие и доброжелательность. Ребенок чувствует настрой взрослого и его настроение. Раздражительность, повышенная эмоциональность, страхи, напряжение педагога передается детям и отрицательно воздействует на их нервную систему, приводит к развитию неадекватного поведения – отрицательная энергия требует выплеска.
- Рациональное использование запретов. Необходимо найти оптимальное соотношение допустимого и недопустимого для дошкольников конкретной возрастной групп. Требуется найти баланс между запретами и вседозволенность. Нельзя постоянно все запрещать. Это не способствует развитию ребенка, формированию у него основ самостоятельной деятельности. Вседозволенность, также, вредна. Она не способствует формированию дисциплины поведения, необходимой для дальнейшей жизнедеятельности ребенка. Этот баланс найти достаточно сложно и не всегда получается.
- Учет работоспособности каждого ребенка при организации разных видов деятельности. требуется знание нервной системы отдельного ребенка, его потенциальных возможностей, с целью предъявления к нему и его деятельности конкретных требований, выстраивания оптимальной системы общения, нахождения контакта с ребенком.
- Демонстрация собственного примера культурного общения. педагогу необходимо показать детям, как надо выражать свои мысли и чувства, проявлять эмоции. Для этого, необходимо контролировать себя и свои эмоциональные всплески. А это не всегда просто.
- Приоритет похвалы ребенка. Важно, хвалить детей за достижения и не ругать за неудачи. Однако, эмоции педагога, стиль его общения с детьми не всегда позволяет соблюдать данные требования.
- Обращение к каждому ребенку, а не ко всему коллективу. Это требуется в случае увлечения ребенком каким-то занятием. Педагогу необходимо убедиться, что информация была воспринята им. Иначе она не будет усвоена.
- Понятность требований, выдвигаемых педагогом. Зачастую, воспитатели требуют от детей «невероятного» – так кажется детям. Это происходит в силу того, что требование выдвигается в неясной, нечеткой форме, не соответствует возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.
- Нетребовательность педагога. Педагог должен сразу показать свою позицию и роль: он требует – дети выполняют. При этом, естественно, требования должны быть обоснованными, целесообразными и рациональными. Также, они должны неукоснительно выполняться. Педагог должен доводить выполнение требований до конца. Иначе, установить рациональное взаимодействие с дошкольниками не удастся. Они будут проявлять упрямство, бунтовать.
Совершенствование культуры педагогического общения в ДОУ
Культура педагогического общения – это способность педагога к установлению оптимального взаимодействия с учащимися, их восприятия, понимания и совершение адекватной ответной реакции на деятельность учащихся.
Культура педагогического общения основывается на педагогической этике. Она включает в себя нормы поведения всех участников образовательной деятельности, основанные на нравственных принципах и этических началах деятельности.
Культура педагогического общения выступает залогом эффективной деятельности дошкольной образовательной организации. Она отражает умения педагогов ДОУ:
- Разрешать трудности, возникающие в общении с детьми разных возрастных групп;
- Выбирать варианты действий в той или иной ситуации общения, неожиданных ситуациях в соответствии с нормами педагогической этики и собственными ценностными ориентирами;
- Прогнозировать возникновение трудностей педагогического общения в планируемых ситуациях обучения и воспитания;
- Соблюдать рациональную дистанцию между собой и детьми;
- Принимать скорые и обоснованные решения;
- Выстраивать продуктивное речевое взаимодействие;
- Регулировать отношения между детьми.
Культура педагогического общения требует постоянного развития и совершенствования. Для этого педагоги ДОУ должны проходить постоянное обучение, ориентированное на повышение их квалификации.
Система обучения включает следующие направления, ориентированные на совершенствование культуры педагогического общения:
- Культура устной и письменной речи педагога ДОУ.
- Основы педагогического взаимодействия в ДОУ.
- Коммуникативное развитие педагога ДОУ.
- Компетенции в области речевого развития дошкольников.