Принципы обучения — это средства и методы организации оптимального учебного процесса, применение которых научно обосновано и доказано.
Выбор принципов обучения зависит от целей и задач, которые ставит педагог, а также от того результата, который он желает получить по итогу обучения.
На сегодняшний день выделяют педагогические, методические, психологические и лингвистические принципы обучения. Помимо этого, принципы принято делить на классические и разработанные на современном этапе существования и развития педагогики.
Понятие психологических принципов обучения
Впервые принципы обучения выделил и описал Ян Амос Коменский. Им были выделены дидактические принципы обучения, которые на сегодняшний день являются фундаментальными. Первые принципы обучения, выделенные Я.А. Коменским, были описаны в его труде «Великая дидактика». Согласно Коменскому принципы обучения являются той основой, на которую должен опираться каждый учитель при организации и реализации учебного процесса. Так же неоценимый в клад в развитие принципов обучения внес К.Д. Ушинский. Выделенные и описанные им принципы используются в современной педагогике.
Постепенно с течением времени, педагогика развивалась, изменялись требования к процессу обучения детей, в связи с чем, разрабатывались новые принципы обучения и совершенствовались уже имеющиеся.
Психологические принципы обучения – это один из видов принципов обучения, основанных на психологических исследованиях педагогического процесса и его участников. Реализация психологических принципов в процессе образования способствует эффективности обучения детей.
К психологическим принципам обучения относятся:
- мотивация,
- поэтапность в формировании знаний, умений и навыков,
- учет индивидуально-психологических особенностей личности учащихся,
- учет адаптационных процессов.
Основные психологические принципы обучения
Принцип мотивации. Данный принцип основан на том, что педагог должен поддерживать у детей мотивацию к обучению на высоком уровне, путем оптимальной организации учебного процесса и знания мотивов, лежащих в основе деятельности детей. Правильная организация учебного процесса – это целесообразная организация занятий (уроков), с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также с учетом их интересов. Педагог должен не просто знать особенности детей и применять эти знания для формирования и развития учебной мотивации, а уметь выстроить с детьми доверительные отношения, с целью организации эмоционально-положительного отношения к педагогическому процессу.
В общем, различают следующие виды мотивации у детей:
- познавательная (направлена на содержание учебного материала и овладение им в полной мере);
- предметно-функциональная (направлена на ориентацию ребенка на профессиональные цели в будущем);
- развлекательная (направлена на ознакомление с учебным материалом, представленным в интересной форме – фильмы, экскурсии, презентации и т.д.);
- учебная (направлена на получение и совершенствование своих знаний и умений).
Принцип поэтапного формирования знаний, умений и навыков. Данный принцип направлен на динамику учебного процесса и его структуру. Процесс освоения ребенком знаний, умений и навыков должен проходить поэтапно: от «простого» к «сложному» (от «общего» к «частному»). Предыдущие знания должны быть основой (фундаментом) новых.
Так же в рамках данного принципа стоит отметить, что вначале ребенок получает знания, которые постепенно переходят в умения, а с течением времени приобретают автоматизм выполнения, то есть становятся навыками.
Таким образом, данный принцип предполагает не только поэтапность организации учебного процесса, но и поэтапность развития деятельности ребенка (знания – умения – навыки).
Реализация названного принципа осуществляется в четыре этапа:
- ознакомительный;
- стандартизирующий;
- варьирующий;
- творческий.
Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся. Данный принцип предполагает учет психологических особенностей каждого ребенка. Исходя из особенностей, выбирается оптимальный темп педагогического процесса. При необходимости педагог проводит с ребенком индивидуальную работу. Основной же формой работы является фронтальная, так как индивидуальная работа с детьми в «чистом» виде в современной школе практически не возможна.
На сегодняшний день принято выделять три вида индивидуализации:
- личностная (мировоззрение, статус ребенка в детском коллективе, сфера его желаний и интересов и т.п.);
- субъектная (осуществляется учет свойств ребенка как субъекта педагогического процесса);
- индивидная (учет уровня развития познавательной сферы: памяти, мышления, способность к обучению и т.п.).
Принцип учета адаптационных процессов. Данный принцип является относительно новым, впервые был выделен в 2000 году А. И. Сурыгиным, базируется на понимании процесса адаптации, как приспособления к новым условиям.
Принцип учета адаптации подразумевает, что в процессе организации и реализации учебного процесса педагог должен учитывать влияние на ребенка различного вида адаптационных процессов. Так, выделяют следующие виды адаптационных процессов, которые оказывают влияние на ребенка в процессе обучения:
- физиологическая (процесс привыкания организма к изменению условий жизнедеятельности);
- социально-психологическая (приспособление психики к изменению условий жизнедеятельности;
- академическая (приспособление детей к педагогической системе).
В ряде учебных заведений психологами создаются специальные адаптационные программы (для первоклассников, для учеников, которые перевились с других учебных заведений и т.д.), с целью оказания психологической помощи и безболезненному привыканию детей к новым условиям.