Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психологические принципы обучения

Определение 1

Принципы обучения — это средства и методы организации оптимального учебного процесса, применение которых научно обосновано и доказано.

Выбор принципов обучения зависит от целей и задач, которые ставит педагог, а также от того результата, который он желает получить по итогу обучения.

На сегодняшний день выделяют педагогические, методические, психологические и лингвистические принципы обучения. Помимо этого, принципы принято делить на классические и разработанные на современном этапе существования и развития педагогики.

Понятие психологических принципов обучения

Впервые принципы обучения выделил и описал Ян Амос Коменский. Им были выделены дидактические принципы обучения, которые на сегодняшний день являются фундаментальными. Первые принципы обучения, выделенные Я.А. Коменским, были описаны в его труде «Великая дидактика». Согласно Коменскому принципы обучения являются той основой, на которую должен опираться каждый учитель при организации и реализации учебного процесса. Так же неоценимый в клад в развитие принципов обучения внес К.Д. Ушинский. Выделенные и описанные им принципы используются в современной педагогике.

Постепенно с течением времени, педагогика развивалась, изменялись требования к процессу обучения детей, в связи с чем, разрабатывались новые принципы обучения и совершенствовались уже имеющиеся.

Психологические принципы обучения – это один из видов принципов обучения, основанных на психологических исследованиях педагогического процесса и его участников. Реализация психологических принципов в процессе образования способствует эффективности обучения детей.

К психологическим принципам обучения относятся:

  • мотивация,
  • поэтапность в формировании знаний, умений и навыков,
  • учет индивидуально-психологических особенностей личности учащихся,
  • учет адаптационных процессов.

Основные психологические принципы обучения

Принцип мотивации. Данный принцип основан на том, что педагог должен поддерживать у детей мотивацию к обучению на высоком уровне, путем оптимальной организации учебного процесса и знания мотивов, лежащих в основе деятельности детей. Правильная организация учебного процесса – это целесообразная организация занятий (уроков), с учетом возрастных и психологических особенностей детей, а также с учетом их интересов. Педагог должен не просто знать особенности детей и применять эти знания для формирования и развития учебной мотивации, а уметь выстроить с детьми доверительные отношения, с целью организации эмоционально-положительного отношения к педагогическому процессу.

«Психологические принципы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В общем, различают следующие виды мотивации у детей:

  • познавательная (направлена на содержание учебного материала и овладение им в полной мере);
  • предметно-функциональная (направлена на ориентацию ребенка на профессиональные цели в будущем);
  • развлекательная (направлена на ознакомление с учебным материалом, представленным в интересной форме – фильмы, экскурсии, презентации и т.д.);
  • учебная (направлена на получение и совершенствование своих знаний и умений).

Принцип поэтапного формирования знаний, умений и навыков. Данный принцип направлен на динамику учебного процесса и его структуру. Процесс освоения ребенком знаний, умений и навыков должен проходить поэтапно: от «простого» к «сложному» (от «общего» к «частному»). Предыдущие знания должны быть основой (фундаментом) новых.

Так же в рамках данного принципа стоит отметить, что вначале ребенок получает знания, которые постепенно переходят в умения, а с течением времени приобретают автоматизм выполнения, то есть становятся навыками.

Замечание 1

Таким образом, данный принцип предполагает не только поэтапность организации учебного процесса, но и поэтапность развития деятельности ребенка (знания – умения – навыки).

Реализация названного принципа осуществляется в четыре этапа:

  1. ознакомительный;
  2. стандартизирующий;
  3. варьирующий;
  4. творческий.

Принцип учета индивидуально-психологических особенностей учащихся. Данный принцип предполагает учет психологических особенностей каждого ребенка. Исходя из особенностей, выбирается оптимальный темп педагогического процесса. При необходимости педагог проводит с ребенком индивидуальную работу. Основной же формой работы является фронтальная, так как индивидуальная работа с детьми в «чистом» виде в современной школе практически не возможна.

На сегодняшний день принято выделять три вида индивидуализации:

  • личностная (мировоззрение, статус ребенка в детском коллективе, сфера его желаний и интересов и т.п.);
  • субъектная (осуществляется учет свойств ребенка как субъекта педагогического процесса);
  • индивидная (учет уровня развития познавательной сферы: памяти, мышления, способность к обучению и т.п.).

Принцип учета адаптационных процессов. Данный принцип является относительно новым, впервые был выделен в 2000 году А. И. Сурыгиным, базируется на понимании процесса адаптации, как приспособления к новым условиям.

Принцип учета адаптации подразумевает, что в процессе организации и реализации учебного процесса педагог должен учитывать влияние на ребенка различного вида адаптационных процессов. Так, выделяют следующие виды адаптационных процессов, которые оказывают влияние на ребенка в процессе обучения:

  • физиологическая (процесс привыкания организма к изменению условий жизнедеятельности);
  • социально-психологическая (приспособление психики к изменению условий жизнедеятельности;
  • академическая (приспособление детей к педагогической системе).

В ряде учебных заведений психологами создаются специальные адаптационные программы (для первоклассников, для учеников, которые перевились с других учебных заведений и т.д.), с целью оказания психологической помощи и безболезненному привыканию детей к новым условиям.

Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot