Принципы музыкального обучения являются важным компонентом структуры музыкального образования. Под принципами понимают положения, которые раскрывают сущность и содержание музыкального обучения.
Направленность принципов современного музыкального образования
Принципы музыкального обучения имеют следующую направленность:
Гуманистическая, нравственная и эстетическая направленности. Данные виды направленности музыкального обучения реализуются в следующем:
- связь музыкального обучения с духовной жизнью;
- эстетическая ценность музыкальных произведений;
- уникальные возможности музыки в развитии ребенка;
- изучение музыки в историческом аспекте;
- ориентир на шедевры музыкального искусства;
- развитие и признание личности ребенка в рамках музыкального обучения.
Музыковедческая направленность музыкального обучения:
- обучение основано на единстве различных направлений в музыке;
- опора на разные музыкальные стили;
- обучение путем прослушивания, исполнения и сочинения музыкальных произведений.
Музыкально-психологическая направленность:
- процесс музыкального обучения направлен на всестороннее развитие личности ребенка;
- в процессе музыкального обучения учащиеся овладевают различными видами музыкальной деятельности;
- признание и равенство различных видов музыкального творчества;
- использование музыки в качестве средства арт-терапии.
Педагогическая направленность музыкального обучения:
- в единстве различных видов воспитания и обучения;
- организация и реализация учебного процесса с опорой на систему педагогических принципов музыкального обучения;
- взаимосвязь педагогической цели и средств, используемых педагогом;
- организация музыкальных занятий в виде творческого процесса.
Таким образом, совокупность направленности данных принципов способствует организации эффективного процесса музыкального обучения, обеспечивающих достижение целей современного музыкального образования.
Характеристика принципов музыкального обучения
Принципы музыкального обучения – это средства и методы, на которые опирается педагог в процессе организации и подготовки учебного процесса на уроках (занятиях) музыки.
Выделяют следующие педагогические принципы музыкального обучения:
Принцип преемственности. Данный принцип, непосредственно в музыкальном обучении, реализуется несколько иначе, чем в традиционном учебном процессе. Согласно принципу преемственности, педагог организует учебный процесс таким образом, что происходит постепенное усложнение приобретаемых музыкальных навыков и овладение музыкальными способностями.
Принцип доступности. Данный принцип в музыкальном обучении основан на том, что полноценное и продуктивное обучение музыке возможно только в том случае, если ребенок обладает необходимыми природными данными, без наличия которых невозможно музыкальное обучения. К таким данным относятся – чувство ритм, музыкальный слух, голос и т.п. Однако стоит отметить, что школьное обучение подразумевает получение первичных музыкальных знаний вне зависимости от природных данных у детей.
Принцип сознательности. Согласно данному принципу процесс музыкального обучения опирается на осознанность детьми необходимости получения музыкальных знаний. Если говорить об обучении в рамках школьной программы, то дети должны понимать для чего они получают музыкальные знания. В случае с профессиональным музыкальным обучением, то здесь необходимо осознанное желание ребенка учиться музыкальному искусству.
Принцип наглядности. Данный принцип, в рамках музыкального обучения, является одним из наиболее значимых. Это связано с тем, что невозможно словесно объяснить ряд действий. Например, таких как показ игры на музыкальном инструменте, показ написания нот и т.д. Так же в качестве наглядности используются портреты поэтов и композиторов. Одновременное прослушивание музыкальных произведений и просмотр иллюстраций способствует воздействию на все чувства ребенка.
Принцип научности. Данный принцип подразумевает мысленное отражение абстрактного музыкального материала и его усвоение на чувственном уровне. Принцип научности предполагает изменение типа мышления у детей с первых дней музыкального обучения, в результате чего у них формируется фундамент творческого отношения к окружающей действительности. Теоретический уровень мышления, к которому обязывает принцип научности, заложен в тематике учебных программ по музыке, который представляет собой систему содержательных обобщений теоретического уровня.
Принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает создание комфортной психологической атмосферы и снижение стрессогенных факторов в процессе музыкального обучения.
Принцип деятельности. Согласно данному принципу обучение осуществляется не как простая подача готового материала, а через самостоятельное познание и открытие. Это способствует формированию интереса к музыкальному обучению, мотивирует, учит ребенка самостоятельности в получении знаний.
Принцип минимакса. Предполагает разноуровневое музыкальное развитие детей – в соответствии со своими природными и возрастными возможностями.
Принцип вариативности. Данный принцип предоставляет детям возможность выбора степени форм активности в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Данный принцип предполагает реализацию учебной программы совместной музыкально-творческой деятельности педагога с детьми на основе игровых тематических проектов.
Таким образом, каждый из педагогических принципов музыкального обучения имеет свое значение в преподавании музыки как искусства. При организации музыкального занятия педагог должен опираться не на какой-то один определенный принцип музыкального обучения, а на весь комплекс принципов. Помимо этого необходимо опираться и на иные принципы обучения, такие как систематичность, последовательность, индивидуальность и т.д. Только в этом случае процесс музыкального обучения будет эффективен и плодотворен.