Реализация принципа индивидуального обучения исходит из того, что педагог ориентируется не на «среднего» ученика, а на всех и каждого. Учет психологических и возрастных особенностей необходим для подбора оптимальных методов и приемов обучения, которые будут понятны каждому ребенку.
Принципы индивидуальности обучения предусматривают индивидуальную работу с каждым учеником и фронтальную работу со всем классом.
Таким образом, принцип индивидуализации обучения ориентирован на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, и исходя из них, определяются формы и методы работы с детьми.
Сущность индивидуального обучения и его принципы
Сущность индивидуального обучения состоит в индивидуальном подходе к каждому ребенку.
Принципы индивидуального обучения – это:
- Принцип, согласно которому педагог взаимодействует с одним конкретным учеников по индивидуальной модели, с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка.
- Основной ориентир обучения – это индивидуальные особенности ребенка.
- Весь процесс обучения, применяемые методы и формы педагогического процесса, выбираются согласно индивидуальным особенностям и возможностям ребенка.
- Создание оптимальных психолого-педагогических условий для учеников всего класса и для каждого отдельного ученика.
- В процессе обучения педагог использует различные психолого-педагогические, учебно-методические и т.д. мероприятия, которые ориентированы на индивидуальные особенности каждого ребенка.
Индивидуальное обучение – это образовательный процесс, который организован с учетом возрастных и психологических особенностей одного конкретного ребенка, путем взаимодействия учителя с данным ребенком.
Достоинства индивидуального обучения:
- возможность адаптации методов, форм, темпов и т.п. учебного процесса под возможности конкретного ребенка;
- возможность следить за успехами и поправлять неудачи ребенка;
- возможность отслеживать продвижение от незнания к знанию у ребенка, при необходимости проведение проверочных заданий, ориентированных на установление уровня усвоения учебного материала;
- возможность вносить корректировки в учебный процесс, исходя из возможностей и потребностей ребенка, а также с целью адаптации к учебному процессу.
Таким образом, принципы индивидуального подхода к обучению позволяют ребенку работать эффективно, так как учебный процесс организован с учетом его возможностей, потребностей и интересов. Однако принцип индивидуального обучения в современной школе «в чистом» виде используется крайне редко. Это связано с тем, что существует ряд причин, не позволяющих его полноценное внедрение (нехватка кадров, установленные учебные стандарты и т.д.). Принцип индивидуального обучения в рамках современной школы осуществляется в основном по отношению к детям, которые имеют проблемы в обучении.
Специфика индивидуального обучения заключается в том, что учебный процесс организован не только с учетом индивидуальных возможностей ребенка, но и с использованием приоритетных форм обучения.
Использование принципа индивидуального обучения осуществляется в различных технологиях образования, исходя из чего, данный принцип можно назвать проникающим. Однако необходимо различать использование принципа индивидуального обучения в зависимости от меры его применения. Возможно использование принципа индивидуального обучения как основного средства, а возможно в комплексе с иными принципами обучения.
Таким образом, можно сказать, что принцип индивидуального обучения является самостоятельной системой, которая обладает всеми необходимыми качествами и признаками, характеризующими ее как целостную педагогическую технологию.
Цели индивидуального обучения
Основные цели индивидуального обучения:
- Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка, его потенциальных способностей (возможностей).
- Оказание помощи в овладении новыми знаниями и умениями каждым ребенком, с учетом его индивидуальных возможностей и потребностей. Предупреждение неуспеваемости в учебе.
- Организация учебного процесса с учетом зоны ближайшего развития (ЗУН) ребенка, с целью формирования его умения и навыков.
- Ориентация учебной мотивации на развитие познавательных интересов ребенка.
- Формирование и развитие личных качеств каждого ребенка (самостоятельность, трудолюбие и т.д.), необходимых для лучшего усвоения учебного материала.
Особенности принципа индивидуализации обучения:
- Принцип индивидуального обучения является стратегией процесса обучения детей.
- Принцип индивидуального обучения является ведущим фактором в формировании и развитии индивидуальности личности ребенка.
- Использование принципа индивидуального обучения в процессе изучения всех школьных предметов.
- Принцип индивидуального обучения находится в интегральной связи с иными формами и средствами обучения.
- Принцип индивидуального обучения подразумевает организацию учебного процесса в индивидуальном темпе и стиле.
- Прежде, чем использовать принцип индивидуального обучения педагог должен выявить индивидуальные особенности и способности каждого своего ученика, и исходя из них, строить учебный процесс.
- Принципы индивидуального обучения, требуют адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.
Осуществление принципа индивидуального подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.