Общие положения
Процесс обучения является комплексным и весьма сложным. Он состоит из большого числа компонентов, объединённых друг с другом с целью обучения, воспитания развития каждого ученика. Чтобы систематизировать этот многоуровневый процесс, были созданы принципы обучения - основные положения, формулирующие приоритеты образовательного процесса.
Принципы обучения всегда должны соответствовать задачам, содержанию, методам, формам и результатам процесса обучения. Задачи определяют содержание обучения, а методы - выбор форм организации обучения.
Важно отметить, что эффективным будет только единовременное применение на практике всех принципов обучения. Это связано с тем, что только в слиянии друг с другом разные принципы дадут хороший результат. В противном случае образовательный процесс будет неполным.
Виды принципов обучения:
- Дидактические принципы - идеи, применимые ко всем предметам;
- Методические принципы - идеи, реализующиеся в обучении отдельному предмету.
Все принципы обучения формировались постепенно вместе с развитием педагогики как науки. Они продолжают развиваться и сейчас, ставя себе цель создания комфортных для учеников и, главное, продуктивных способов работы.
Как можно оценить современные принципы обучения? Разберём это на примере дидактических принципов.
О принципах обучения
Если говорить о дидактических принципах обучения, то выделяют несколько основных, руководящих идей, которым подчиняется процесс обучения любому предмету:
- Принцип наглядности;
- Принцип научности;
- Принцип индивидуального подхода;
- Принцип последовательности;
- Принцип доступности;
- Принцип сознательной активности обучающихся;
- Принцип прочности усвоения знаний.
Комбинирование этих семи идей действительно может создать здоровую обстановку в учебном классе, которая направила бы усилия детей на процесс обучения.
Принцип наглядности предполагает, что вся информация, получаемая учениками в процессе обучения, должна быть подана в понятном, иллюстрированном виде. Используя разные типы подачи новых знаний, преподаватель повышает эффективность обучения, поскольку таким образом дети воспринимают информацию несколькими путями: зрительно, визуально, тактильно и так далее. Реализовать принцип наглядности помогает применение различного иллюстративного материала.
Реализуется ли данный принцип в российских школах? Ответ: в основном - да. Многие педагоги используют различные технологии подачи информации и учат этому же своих учеников. Наиболее креативный подход к реализации принципа наглядности показывают сравнительно молодые педагоги, которые пользуются не только доской, мелом, картами и картинками, но и показывают детям видеоролики, дают им послушать аудиозаписи, предлагают прохождение различных тестов и игр для закрепления материала и так далее.
Согласно принципу научности, та информация, которая предлагается детям для изучения в учебных заведениях, должна быть современной и достоверной, соответствующей последним научным достижениям. Эти знания должны быть как можно более объективны. Соблюдение принципа научности должно выработать у учеников способность критически мыслить, уметь анализировать ситуацию и аргументировать своё мнение с опорой на достоверные источники.
На этапе реализации принципа, впрочем, встаёт большой вопрос касательно упомянутой выше объективности. Передатчиком знаний для детей является педагог, который, как и все люди, обладает своим субъективным мнением. Часто учителя не пытаются отбросить собственные мировоззрения и стереотипы в сторону, а, бывает, и не следят за обновлениями в мире науки.
Безусловно, с течением лет появляется всё больше педагогов, искренне интересующихся новшествами в своей предметной области, однако из-за того, что средний возраст школьного учителя довольно высок, часто дети натыкаются на уроках на устаревшие взгляды своего преподавателя. В этом отношении образованию есть куда стремиться.
Принцип индивидуального подхода, который должен обеспечивать такие условия обучения, в которых преподаватель, присматриваясь к своему ученику, замечал бы его особенности, чтобы в дальнейшем учитывать их в образовательном процессе. Реализация данного принципа, как правило, сильно повышает эффективность обучения.
Однако практика показывает, что в условиях реального учебного процесса обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику практически невозможно. Количество работы, выполняемой учителем, не позволяет ему такой роскоши. Чаще его непосредственное применение данного принципа можно наблюдать в специальном или инклюзивном обучении, когда у педагогов есть непосредственная ответственность за создание комфортной учебной обстановки для ученика. Особые потребности вызывают особое отношение. Это, безусловно, хорошо, ведь для обучения детей-инвалидов индивидуальный подход является ключевым. Но было бы гораздо лучше для системы образования в целом, если бы данный принцип реализовывался и в обычной школе. Преподавателям, заваленным бумажной работой, часто не хватает сил и времени на подобный подход.
Принцип последовательности, который обеспечивает последовательное и логичное изучение предмета от простого к сложному, выделяет в любой дисциплине основные смысловые центры, вокруг которых и формируется образовательный процесс в целом.
Реализация данного принципа находит отражение в учебных программах, расставляющих все занятия в нужной последовательности. На практике часто оказывается, что темы, помещённые в конец списка, изучаются поверхностно или не изучаются вообще из-за неправильного распределения учителями (или жизненными обстоятельствами) учебного времени.
Согласно принципу доступности, обучение должно соответствовать возможностям обучающихся. Учебный процесс не должен перегружать ребёнка - это только навредит им обоим, но и не должен быть упрощённым - без преодоления препятствий нет качественного обучения. Важно найти эту золотую середину, оптимальный уровень сложности.
Пожалуй, с этим принципом современное обучение чаще всего справляется самым плохим образом. Очень часто ученики чувствуют эмоциональное или физические истощение из-за интенсивности образовательного процесса, что негативно сказывается и на их здоровье, и на их мотивации к учёбе. Принцип доступности имеет нечто общее с принципом индивидуального подхода, поскольку оба они должны оберегать ученика от перегорания. В нынешнее время за своими силами следит только ученик и его родители, а преподаватель - практически никогда.
Принцип сознательной активности обучающихся утверждает, что обучение - это активное действие, которое требует участия обеих сторон - и учителя, и ученика. В противном случае обучение будет иметь малую эффективность. Преподаватели должны вовлекать обучающихся в учёбу разными средствами. В реальности так происходит больше чем в половине случаев, и это очень хорошо. Однако оставшаяся часть случаев - это классы, в которых преподаватель, работающий школьным учителем, играет роль университетского лектора, который разговаривает одновременно со всеми и при этом ни с кем.
Что касается принципа прочности усвоения знаний, который регулирует и проверяет, насколько хорошо учащимися усвоен учебный и воспитательный материал, то с ним в большинстве случаев не возникает никаких проблем.