Понятие о принципах воспитания
Принципы воспитания – это основные положения, выражающие требования к методам, средствам, приемам, содержанию и организации воспитательного процесса.
Принципы воспитания отражают специфику воспитательного процесса, организованного педагогом. Необходимо различать традиционные принципы и принципы воспитания. Разница заключается в цели, которая стоит перед каждым видом принципов.
К принципам воспитания предъявляются следующие педагогические требования:
- Обязательность. Данное требования подразумевает, что принципы воспитания – это не советы или рекомендации, которых можно придерживаться по желанию, а строго установленные требования, являющимися обязательными для каждого педагога, организующего процесс воспитания.
- Комплексность. Согласно данному требованию, при организации воспитательного процесса, педагог должен опираться не на один определенный принцип, а на их комплекс. При этом важным условием является то, что опора на принципы осуществляется не по очереди, а одновременно на все, то есть фронтально.
- Равнозначность. Предусматривает равнозначность каждого из принципов воспитания. Среди них нет главных или второстепенных, нет тех, которые необходимо выполнять в первую очередь, откладывая остальные. Равное отношение ко всем принципам гарантирует положительные результаты процесса воспитания.
Педагог в процессе организации воспитательно-образовательного процесса должен понимать, что принципы воспитания – это не готовые рецепты или универсальные правила, опора на которые гарантирует высокий результат. Принципы не могут заменить профессионального мастерства педагога, его личного и профессионального отношения к процессу воспитания.
Все принципы воспитания, на которые опирается педагог, во время организации воспитательно-образовательного процесса составляют единую систему. Исходя из того, какие принципы включены в систему воспитания, таков ее характер и направленность.
Характеристика основных принципов воспитания в школе
Процесс воспитания в школе предусматривает опору на следующие принципы:
- Принцип гуманизации. Согласно данному принципу, педагогический процесс строится на основании уважительного отношения к правам и свободам каждого ребенка. Педагог должен воспринимать каждого учащегося как личность, которая имеет свою точку зрения, свое мнение, свои особенности и индивидуальности. Все участники воспитательного процесса, согласно принципу гуманизаци, имеют равные права и принимают в нем равное участие.
- Принцип вариативности и инвариантности. Данный принцип направлен на использование педагогом в процессе воспитания учащихся различных методов, средств, приемов, технологий и инновационных подходов, разработанных и предложенных современной педагогикой и дидактикой. Опираясь на данный принцип, педагог использует не только актуальные методы и средства, но и осуществляет их подбор с учетом региональных и национальных особенностей учащихся.
- Принцип поступательности. Данный принцип ориентирован на подбор методов и средств воспитания, в соответствии с возрастными потребностями и возможностями детей. Такой подход гарантирует максимальное использование возможностей каждого возрастного периода.
- Принцип дифференциации. Согласно данному принципу педагог, при организации воспитательного процесса, должен учитывать возможности и способности каждого учащегося и исходя из этого, подбирать оптимальные методы и средства воспитания.
- Принцип культуросообразности. Процесс воспитания учащихся должен быть основан на культуре того общества, в котором растет и развивается ребенок. Также очень важно учитывать национальные и исторические особенности культуры народа, к которому принадлежит ребенок. В процессе воспитания важно привить любовь не только к культуре своего народа, но и уважительное отношение к культуре и традиции других народов, формировать и развивать толерантное отношение.
- Принцип демократизации. Данный принцип основан на создании таких условий, при которых все участники воспитательного процесса равны и принимают в нем равное участие. При таком подходе создаются условия для развития у учащихся таких качеств как инициативность, активность, познавательность и развивается творческий потенциал личности.
- Принцип природосообразности. Данный принцип основан на том, что каждый человек – это часть природы. Соответственно наиболее оптимальным будет тот процесс воспитания, который основан на природном начале ребенка, учитывает его особенности и направлен на развитие качеств личности, заложенных от природы. Процесс воспитания должен быть максимально естественным, без оказания насилия на личность учащегося.
- Принцип опоры на положительное. Согласно данному принципу, педагог, при организации воспитательного процесса, должен опираться на положительные качества учащихся, стремиться их развивать и совершенствовать.
Основные педагогические правила реализации принципов воспитания в школе
- Общественная направленность воспитания. Данное правило требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
- Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
- Единство воспитательных воздействий. Данное правило предполагает процесс взаимодействия педагогов школы и родителей учащихся, с целью определения единых методов, средств и приемов воспитания детей. Только в этом случае можно достичь воспитательной цели.