Презентация и ее роль в образовательном процессе
Презентация – это совокупность документов, представленных в определенной форме и последовательности, ориентированных на представление какой-то информации.
Презентации применяются в качестве метода обучения. Их использование нацелено на донесение до аудитории слушателей информации о конкретном объекте, процессе, явлении, темы занятия в удобной и доступной для восприятия форме.
Презентации создаются на ПК, посредством специальных программ и представляются учащимся на интерактивных досках, мониторах ПК.
Применение презентаций в образовательном процессе позволяет:
- Расширить объем представляемой учащимся учебной информации по конкретной теме;
- Повысить достоверность информации об изучаемых процессах, объектах и явлениях;
- Использовать принцип наглядного обучения;
- Обеспечить доступность восприятия учебной информации учащимися;
- Мотивировать учащихся к активному познанию;
- Развить интерес учащихся к изучаемой теме;
- Сократить временные затраты на объяснение новой темы;
- Обобщить и систематизировать усвоенные знания.
Посредством презентации удается достичь более качественного освоения учебного материала. Это объясняется тем, что восприятие информации, представленной в форме презентации повышается. Здесь наглядность сочетается с теорией. Яркость картинок, красочность, четкость представления привлекает внимание учащихся, возбуждая их познавательный интерес и побуждая к активной работе на уроке.
Как правило, презентации используются для объяснения новой темы. В них можно включить уникальные факты, которые невозможно объяснить учащимся словесными методами или расписать на доске.
Презентации развивают информационную культуру учащихся и педагогов, повышают их компетентность в области использования информационных образовательных технологий.
Презентации можно использовать для демонстрации нового материала, показа способов решения различных задач, выполнения тренировочных заданий, подведения итогов познавательной работы на уроке и по исследованию конкретной темы.
Условия использования презентаций на учебных занятиях
Чтобы презентация стала продуктивным инструментом в образовательном процессе и эффективным методом обучения, ее использование должно быть сопровождено соблюдением следующих условий:
- Учет общедидактических принципов организации уроков.
- Определение роли презентации на конкретном уроке или его этапе.
- Максимальное использование программных ресурсов.
- Использование в презентации качественных данных и материалов их представления.
- Соответствии уровня презентации конкретному этапу обучения и возрастному развитию учащихся.
- Включение в презентацию мотивационного компонента т.е. средств, стимулирующих к познавательной работе.
- Наличие у педагога конструкторских умений, творческого подхода к делу при проектировании презентации.
- Максимальное привлечение учащихся к работе на уроке.
- Использование дополнительных методов и средств обучения на уроке. Презентации сопровождаются пояснениями педагога, акцентированием внимания учащихся на важных аспектах темы, применением дополнительного оборудования, наглядных пособий.
- Презентация не может заменить живое общение между педагогом и учащимися. его нельзя исключать.
- Подбор иллюстраций, составляющих презентацию, ориентированных на полноценное, детальное раскрытие темы.
- Последовательное представление материала с возвращением к уже рассмотренному. На каждом новом слайде требуется повторять ту или иную информацию из предыдущего.
- Использование презентации на уроках с определенной периодичностью. Презентация не должна быть частью каждого урока. Она надоедает учащимся. Также, нельзя делать презентацию редким явлением. Важно, выработать оптимальную схему включения презентаций в учебный процесс.
Схема проектирования презентации учебного занятия
В общем виде, создание презентации учебного занятия можно представить в виде следующей схемы:
Слайд 1: Введение. Здесь указывается название презентации, отражающей тему урока и его сущность, автора составление, название учебного заведения, для которого она проектируется.
Слайд 2: Содержание учебного занятия. Здесь отражается содержание презентации и хода урока.
Слайд 3: Цель и задачи урока, основные проблемы, рассматриваемые в его ходе.
Слайд 4: Основное содержание урока. Здесь отражаются понятия, определения, основные положения по рассматриваемой теме. Информация может быть представлена на нескольких слайдах.
Слайд 5: Заключение. Подведение итогов, обобщение рассмотренных данных.
Слайд 6: Список информационных источников, используемых при создании презентации и для раскрытия темы учебного занятия.
Соблюдение последовательности изложения материала, а следовательно, последовательности слайдов, имеет важное значение. Логика раскрытия новой темы должна быть соблюдена.
После выстраивания последовательности слайдов осуществляется добавление к презентации различных эффектов: анимации, переходов слайдов, звуковых эффектов, размытия границ и т.д. Они повышают интерес учащихся и улучшают качество восприятия представленной информации.
Инструменты проектирования презентации
При создании презентации используется следующий инструментарий:
- Программа специального назначения, ориентированная на создание презентаций на ПК и их представление.
- Текстовая информация, которая будет показана на слайдах презентации. Ее необходимо предварительно составить, проверить и обработать, чтобы при ее переносе на слайды не было ошибок.
- Голосовые помощники. Используются программы для записи голоса, а также микрофоны и диктофоны. Это необходимо при добавлении к презентациям комментариев, пояснений к текстовой или графической информации.
- Сборник картинок и иллюстраций, используемых на слайдах.
- Материал, представленный в табличной или схематичной форме.
- Программы для редактирования текста, фото, видео и аудио материала.
- Шаблоны для создания презентации. Презентации могут быть ориентированы на разную аудиторию слушателей и иметь разное целевое назначение. Отсюда и вариативность шаблонов.