Сущность и порядок прохождения педагогического практикума
Педагогический практикум – это разновидность организации учебного процесса, самостоятельное выполнение практических работ.
Цель практикума – ознакомить студентов с особенностями и принципами организации учебного процесса в системе дополнительного образования.
На сегодняшний день к занятиям в детских объединениях дополнительного образования предъявляют крайне высокие содержательные и организационные требования. Зачастую педагоги дополнительного образования не умеют писать планы учебных занятий, особенно если речь идет о вновь прибывших молодых специалистах. Отсутствует четкое понимание таких понятий, как тип, структура занятия и многих других.
Молодые специалисты испытывают затруднения при целеполагании, определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования как со специальным педагогическим образованием, так и без него, зачастую затрудняются при моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов и задач, содержания каждого из этапов, самоанализа деятельности.
Учебное занятие является основным элементом в образовательном процессе. В системе дополнительного образования значительно изменяется форма его организации. Главное – не просто сообщить знания, а выявить опыт детей, включить их в сотрудничество и активный поиск знаний и общение.
Любая деятельность протекает значительно успешнее, если ей руководит положительный мотив, то есть побуждение к деятельности. Мотив встречи учеников с учителем – получение знания. А необходимо это, чтобы правильно организовать свою деятельность.
Образовательный процесс внутри системы дополнительного образования детей является специально организованной деятельностью педагогов и учеников, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития личности.
Процесс обучения в структуре дополнительного образования носит более формализованный характер, чем в общеобразовательной школе и не обладает жесткими рамками.
Индивидуализация обучения в дополнительном образовании детей осуществляется со стороны самого учащегося, который самостоятельно выбирает интересный ему тип деятельности. Меняется и позиция, занимаемая педагогом, теперь он не только носитель знаний, но и помощник в процессе становления личности учащегося.
Педагог дополнительного образования, выполняя функцию консультанта, чаще всего оказывает личностное воздействие на детей. Из этого следует повышение требований к его личностным качества.
Образовательный процесс в дополнительном образовании должен строиться в соответствии со следующими требованиями:
- развивающий характер, то есть должен направляться на развитие у детей природных интересов и задатков;
- разнообразие по форме и содержанию;
- базис на многообразии дополнительные образовательных программ – модифицированных, авторских и адаптированных, но все они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу, перед тем, как будут включены в образовательный процесс;
- базис на развивающих методиках обучения детей;
- педагог дополнительного образования не только должен хорошо знать преподаваемую образовательную область, но и иметь психолого-педагогические знания;
- использование диагностики интересов и мотивации детей с целью обеспечения многообразия типов деятельности и форм осуществления работы, которое позволит детям с разными проблемами и интересами подобрать интересное занятие;
- базис на социальном заказе общества;
- отражение региональных особенностей и традиций.
Дидактические циклы в практикумах по детской педагогике
Образовательный процесс осуществляется через учебные занятия.
Учебное занятие – это отрезок времени, на протяжении которого ученики непрерывно занимаются изучением определенного учебного предмета.
Учебное занятие представляет сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд требований. Чтобы занятие превратилось в обучающее, оно должно быть тщательно подготовлено и спланировано. Педагог может самостоятельно отработать удобную для себя модель учебного занятия.
Изучение учебных материалов проходит через следующие ступени, которые повторяются из занятия в занятие, то есть являются цикличными:
- изучение нового материала;
- использование полученных знаний на практике и формирование практических умений;
- контроль знаний.
На основании этого выделяют несколько типов учебных занятий:
- изучение нового материала, с использованием лекций, объяснения, демонстрации и пр.;
- закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, то есть повторение и обобщение материала, решение задач и упражнений, проведение лабораторных работ;
- самостоятельное использование знаний, умений и навыков – контрольные работы, семинарские занятия, конференции, аукционы и пр.
Каждый тип учебного занятия выстраивается в соответствии с определенными требованиями:
- создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активность детей;
- целесообразно использовать время на занятии;
- применять разнообразные методы и средства обучения;
- поддерживать высокий уровень межличностных отношений педагога с детьми;
- понимать практическую значимость полученных знаний и умений.
В соответствии с дидактическими задачами выделяют несколько этапов занятия:
- организация начала занятия с постановкой задач и сообщением темы занятия;
- проверка знаний и умений детей, готовности изучать новую тему;
- ознакомление с новыми знаниями и умениями;
- выполнение упражнений, направленных на освоение и закрепление знаний и умений в соответствии с образцом, а также использование их в похожих ситуациях, использование творческих упражнений;
- подведение итогов занятия, рефлексия.
Многие педагоги затрудняются в определении цели занятия. Необходимо основываться на самом понятии. Цель – это результат, который предполагается получить при выполнении определенных действий или деятельности, на осуществление которых они и направляются. Обычно ставят не более 3х целей для одного занятия. Они должны быть достаточно конкретными и достигаться за одно занятие.