Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Практикум по детской педагогике

Сущность и порядок прохождения педагогического практикума

Определение 1

Педагогический практикум – это разновидность организации учебного процесса, самостоятельное выполнение практических работ.

Замечание 1

Цель практикума – ознакомить студентов с особенностями и принципами организации учебного процесса в системе дополнительного образования.

На сегодняшний день к занятиям в детских объединениях дополнительного образования предъявляют крайне высокие содержательные и организационные требования. Зачастую педагоги дополнительного образования не умеют писать планы учебных занятий, особенно если речь идет о вновь прибывших молодых специалистах. Отсутствует четкое понимание таких понятий, как тип, структура занятия и многих других.

Молодые специалисты испытывают затруднения при целеполагании, определении методов и технологий. Педагоги дополнительного образования как со специальным педагогическим образованием, так и без него, зачастую затрудняются при моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов и задач, содержания каждого из этапов, самоанализа деятельности.

Учебное занятие является основным элементом в образовательном процессе. В системе дополнительного образования значительно изменяется форма его организации. Главное – не просто сообщить знания, а выявить опыт детей, включить их в сотрудничество и активный поиск знаний и общение.

Любая деятельность протекает значительно успешнее, если ей руководит положительный мотив, то есть побуждение к деятельности. Мотив встречи учеников с учителем – получение знания. А необходимо это, чтобы правильно организовать свою деятельность.

Образовательный процесс внутри системы дополнительного образования детей является специально организованной деятельностью педагогов и учеников, направленной на решение задач обучения, воспитания и развития личности.

«Практикум по детской педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Процесс обучения в структуре дополнительного образования носит более формализованный характер, чем в общеобразовательной школе и не обладает жесткими рамками.

Индивидуализация обучения в дополнительном образовании детей осуществляется со стороны самого учащегося, который самостоятельно выбирает интересный ему тип деятельности. Меняется и позиция, занимаемая педагогом, теперь он не только носитель знаний, но и помощник в процессе становления личности учащегося.

Педагог дополнительного образования, выполняя функцию консультанта, чаще всего оказывает личностное воздействие на детей. Из этого следует повышение требований к его личностным качества.

Образовательный процесс в дополнительном образовании должен строиться в соответствии со следующими требованиями:

  • развивающий характер, то есть должен направляться на развитие у детей природных интересов и задатков;
  • разнообразие по форме и содержанию;
  • базис на многообразии дополнительные образовательных программ – модифицированных, авторских и адаптированных, но все они должны пройти психолого-педагогическую экспертизу, перед тем, как будут включены в образовательный процесс;
  • базис на развивающих методиках обучения детей;
  • педагог дополнительного образования не только должен хорошо знать преподаваемую образовательную область, но и иметь психолого-педагогические знания;
  • использование диагностики интересов и мотивации детей с целью обеспечения многообразия типов деятельности и форм осуществления работы, которое позволит детям с разными проблемами и интересами подобрать интересное занятие;
  • базис на социальном заказе общества;
  • отражение региональных особенностей и традиций.

Дидактические циклы в практикумах по детской педагогике

Образовательный процесс осуществляется через учебные занятия.

Определение 2

Учебное занятие – это отрезок времени, на протяжении которого ученики непрерывно занимаются изучением определенного учебного предмета.

Учебное занятие представляет сложнейший психолого-педагогический процесс, к которому предъявляется ряд требований. Чтобы занятие превратилось в обучающее, оно должно быть тщательно подготовлено и спланировано. Педагог может самостоятельно отработать удобную для себя модель учебного занятия.

Изучение учебных материалов проходит через следующие ступени, которые повторяются из занятия в занятие, то есть являются цикличными:

  1. изучение нового материала;
  2. использование полученных знаний на практике и формирование практических умений;
  3. контроль знаний.

На основании этого выделяют несколько типов учебных занятий:

  • изучение нового материала, с использованием лекций, объяснения, демонстрации и пр.;
  • закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, то есть повторение и обобщение материала, решение задач и упражнений, проведение лабораторных работ;
  • самостоятельное использование знаний, умений и навыков – контрольные работы, семинарские занятия, конференции, аукционы и пр.

Каждый тип учебного занятия выстраивается в соответствии с определенными требованиями:

  • создавать и поддерживать высокий уровень познавательного интереса и активность детей;
  • целесообразно использовать время на занятии;
  • применять разнообразные методы и средства обучения;
  • поддерживать высокий уровень межличностных отношений педагога с детьми;
  • понимать практическую значимость полученных знаний и умений.

В соответствии с дидактическими задачами выделяют несколько этапов занятия:

  • организация начала занятия с постановкой задач и сообщением темы занятия;
  • проверка знаний и умений детей, готовности изучать новую тему;
  • ознакомление с новыми знаниями и умениями;
  • выполнение упражнений, направленных на освоение и закрепление знаний и умений в соответствии с образцом, а также использование их в похожих ситуациях, использование творческих упражнений;
  • подведение итогов занятия, рефлексия.

Многие педагоги затрудняются в определении цели занятия. Необходимо основываться на самом понятии. Цель – это результат, который предполагается получить при выполнении определенных действий или деятельности, на осуществление которых они и направляются. Обычно ставят не более 3х целей для одного занятия. Они должны быть достаточно конкретными и достигаться за одно занятие.

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot