Сущность и целевое назначение практики
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков – это вид практической деятельности студента педагогического факультета, ориентированный на освоение им основ ведения педагогической деятельности и развитие способностей применения теоретических знаний в реальных педагогических ситуациях.
Данный вид практики нацелен на закрепление теоретических знаний и их практическую реализацию, а также совершенствование всех видов компетентностей, приобретаемых в ходе учебного процесса.
В ходе первичной практики студент знакомится с особенностями профессиональной деятельности педагога и осваивает способы установления взаимодействия с разными возрастными категориями учащихся.
Практика помогает студенту утвердиться в своем выборе будущей профессии, познав ее азы, или же, отказаться от дальнейшего обучения и выбрать другой образовательный маршрут.
Первичная практика знакомит студентов с основами ведения воспитательного процесса и организации обучения в разных образовательных заведениях и на разных уровнях образования. Это дает студентам представления о функционировании образовательной системы и роли педагога в ней.
Первичная практика ориентирована на решение следующих задач:
- Ознакомление студентов с разными типами учебных учреждений, направлениями и особенностями их деятельности, а также проблемами их функционирования на текущем этапа развития общества;
- Ознакомление с должностными обязанностями педагогов и их роль в организации учебно-воспитательной деятельности на том или ином этапе обучения;
- Углубление и закрепление теоретических знаний в области педагоги;
- Приспособление к будущей профессиональной деятельности и ее особенностям;
- Развитие навыков педагогического общения с учащимися разных возрастных групп;
- Формирование навыков научно-исследовательской деятельности;
- Развитие навыков работы с педагогической документацией.
Данная практика необходима студенту в качестве базы его дальнейшего профессионального обучения и подготовки к профессиональной деятельности.
Первичная практика проводится в образовательных учреждениях разного типа и направлений деятельности. это могут быть общеобразовательные школы, дошкольные образовательные учреждения, лицеи, коррекционные образовательные заведения, гимназии.
Компетенции студентов, формируемые в ходе первичной практики
Прохождение студентом практики по получению первичных профессиональных умений и навыков ориентировано на формирование у него следующих групп компетентностей:
- Формирование навыков организации различных видов деятельности учащихся. В зависимости от возрастной категории учащихся и этапа обучения осуществляется освоение той или иной деятельности: основ ее организации и практика реализации. например, при прохождении практики в ДОУ, осваивается организация игровой деятельности дошкольников, а при прохождении практики в средней школе – продуктивной учебной деятельности, основ исследовательской и проектной работы с учащимися.
- Развитие знаний в области нормативных основ организации учебно-воспитательного процесса. Требуется познакомиться с нормативной базой учебного заведения и основами законодательства РФ, а также требованиями ФГОС к построению образовательной деятельности на разных уровнях.
- Овладение традиционными и современными методами обучения и воспитания на разных уровнях и этапах обучения. Студент должен освоить практическую реализацию применения методов и приемов организации воспитания и обучения разных возрастных групп учащихся.
- Формирование навыков продуктивного положительного взаимодействия с учащимися. Студент должен активно применять, имеющиеся у него знания по психологии и педагогики, чтобы строить коммуникативное взаимодействие с учащимися в ходе реализации образовательной деятельности.
- Формирование навыков аналитической работы с разными информационными источниками и применения информации в практических педагогических ситуациях.
- Навыки критической оценки информации и принятия адекватных педагогических решений. Студент должен уметь анализировать информацию, оценивать разные точки зрения на проблему, делать критический обзор информационных источников, оценивать ее и принимать конструктивные решения.
- Овладение методами интенсификации познавательной деятельности учащихся. Необходимо научиться использовать методы проблемного обучения в образовательном процессе и владеть приемами познавательной мотивации.
Стадии прохождения первичной практики
Первичная практика реализуется в несколько стадий:
- Подготовительная стадия. Она связана с организационными вопросами практики и введением студента в курс дела. Руководитель практики освещает целевое назначение практики и знакомит студентов с особенностями ее прохождения. Проводится инструктаж по практике и ознакомление с техникой безопасности. Далее, студент отправляется в образовательное заведение и знакомится с ним: основы его работы, режимные моменты, контингент учащихся и т.д. Таким образом, у студента формируется представление о том, что ему предстоит делать, в каких условиях и какие цели необходимо достичь в ходе практической деятельности.
- Основная стадия. Она связана с прохождением практики. Студент приступает к выполнению практической педагогической деятельности. Он наблюдает за работой педагогов, делает оценку их деятельности. По ходу практики ежедневно заполняется дневник в котором студент записывает свои достижения за день: что нового узнал, какие практические педагогические навыки освоил и т.д.
- Заключительная стадия. Практика завершается составлением отчета о проделанной работе. Он оформляется в соответствии с конкретными требованиями. В отчете отражаются знания и навыки, усвоенные студентом в ходе практики, и формулируются собственные выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса. Отчет по практике предоставляется на проверку руководителю практики и защищается после успешной проверки.