Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Постановка и решение исследовательских задач в области образования

Сущность понятия «исследовательская задача»

Определение 1

Исследовательская задача – это такая творческая задача, для решения которой ученику необходимо активизировать свою познавательную деятельность и выполнить одну или несколько исследовательских операций.

Основной дидактической целью исследовательской задачи выступает решение определенной проблемы, связанной с жизненным опытом детей.

Основываясь на опыте научных исследований, исследование рассматривается в качестве решения проблемы дефицита знаний посредством теоретического мышления.

Исследовательская задача рассматривается в качестве творческой, то есть той, что требовала от человека проявления неординарности мышления, поисковой активности, умения ориентироваться в ситуации неопределенности.

Действия школьника должны начинаться с совместной с руководителем постановки цели исследования и осмысления способов решения, которые направлены на получение информации, касающейся исследуемых процессов, явлений или объектов.

Структура исследовательской задачи должна рассматриваться на нескольких уровнях:

  • Натуральный уровень – необходим, чтобы освоить метод проб и ошибок, а также метод наблюдения. Работа на данном уровне разворачивается в процессе произвольных непосредственных действий с предметными материалами: переливанием, смешиванием, первыми взрывами и пр. Результаты случайных проб на данном уровне не фиксируют и не систематизируют, но формируют из них определенный образ – картинку явления в сознании начинающего исследователя.
  • Предметный уровень – базовый исследовательский уровень, на котором выделяют предмет или объект исследования, подлежащий анализу в качестве соотношения известного с неизвестным. Основными методами, осваиваемыми на данном уровне, являются структурирование, нормирование и планирование.
  • Модельный уровень – уровень конструирования посредника, позволяющий получить ряд новых данных, касающихся изучаемого явления. Главный метод исследования – моделирование, то есть замещение и опосредование путем освоения двух базовых действий: абстрагирования - конкретизации и обобщения - опредмечивания.
  • Теоретический уровень – получение научного знания, касающегося закономерностей в явлениях, процессах и объектах посредством операций с моделями. Основан на двух главных методах: анализе и синтезе, которые ученикам необходимо освоить, чтобы иметь возможность извлекать знания из моделей.
  • Проектный уровень – реализация инженерной деятельности, которая предполагает внедрение результатов эмпирической и теоретической работы, чтобы разрешить проблемную ситуацию в реальности.
«Постановка и решение исследовательских задач в области образования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типизация исследовательских задач

Все существующие типы задач не могут считаться независимыми, так как исследование всегда представляет собой единый и целостный процесс. Анализируя условия для постановки исследовательской задачи в образовательном пространстве, типизация задач располагается на стыке трех плоскостей.

  • Первая представлена онтологией школы по учебным исследованиям, в которых основное содержание – освоение культуры проведения и участия в исследованиях.
  • Вторая – обеспечение рамок постановки образовательных задач, которые превращаются в метазадачу относительно к предметной – исследовательской.
  • Третья плоскость – границы педагогического обеспечения становления исследовательских умений и навыков.

Министерство образования Красноярска опробировало ряд задач, позиционируемых в качестве мини-исследований на ста школьниках 7-10 классов. В результате данного эксперимента был сформулирован ряд выводов относительно возможностей школьников в решении исследовательских задач:

  • школьники не готовы и не могут решить исследовательскую задачу в качестве задачи с неизвестным результатом и вариативностью сценариев решения, так как культурно они ориентированы на выполнение четких заданий и указаний, которые дает учитель;
  • школьникам легче оперировать натурально представляемыми задачами по сравнению с задачами, имеющими абстрактное содержание и характер;
  • треть наиболее простых задач самостоятельно была разрешена учащимися, то есть они увидели исследование, захотели его осуществить и провести эксперименты, собрать данные и получить перечень итоговых результатов;
  • школьники не способны перенести свой подростковый социальный групповой опыт общения и взаимодействия на исследовательскую деятельность, чтобы осуществлять командную работу;
  • основное затруднение школьников было представлено преодолением стереотипного мышления во время решения творческих задач;
  • выбирая самостоятельное исследование на все время учебного года школьники, обычно, рассматривают и понимают исследование в качестве изучения определенной темы и не умеют разграничивать изучение в качестве освоения готового и исследования в качестве освоения нового, непознанного материала.

В целом, типизация исследовательских задач представляет определенную перспективу, так как дает возможность осуществить диагностику дефицита знаний, организовать образовательное пространство, выстроить коммуникацию с учителями и всеми учащимися. В связи с этим, дальнейшее развитие приведенной типизации должно протекать в рамках разработки онтологии исследовательских задач в рамках системы образования.

Педагогическая помощь в решении исследовательских задач состоит из организации процесса рефлексии, обучения технологиям решения различных исследовательских задач, рекомендаций, направленных на организацию самостоятельной деятельности учеников по их решению.

Дата последнего обновления статьи: 18.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot