Сущность понятия «исследовательская задача»
Исследовательская задача – это такая творческая задача, для решения которой ученику необходимо активизировать свою познавательную деятельность и выполнить одну или несколько исследовательских операций.
Основной дидактической целью исследовательской задачи выступает решение определенной проблемы, связанной с жизненным опытом детей.
Основываясь на опыте научных исследований, исследование рассматривается в качестве решения проблемы дефицита знаний посредством теоретического мышления.
Исследовательская задача рассматривается в качестве творческой, то есть той, что требовала от человека проявления неординарности мышления, поисковой активности, умения ориентироваться в ситуации неопределенности.
Действия школьника должны начинаться с совместной с руководителем постановки цели исследования и осмысления способов решения, которые направлены на получение информации, касающейся исследуемых процессов, явлений или объектов.
Структура исследовательской задачи должна рассматриваться на нескольких уровнях:
- Натуральный уровень – необходим, чтобы освоить метод проб и ошибок, а также метод наблюдения. Работа на данном уровне разворачивается в процессе произвольных непосредственных действий с предметными материалами: переливанием, смешиванием, первыми взрывами и пр. Результаты случайных проб на данном уровне не фиксируют и не систематизируют, но формируют из них определенный образ – картинку явления в сознании начинающего исследователя.
- Предметный уровень – базовый исследовательский уровень, на котором выделяют предмет или объект исследования, подлежащий анализу в качестве соотношения известного с неизвестным. Основными методами, осваиваемыми на данном уровне, являются структурирование, нормирование и планирование.
- Модельный уровень – уровень конструирования посредника, позволяющий получить ряд новых данных, касающихся изучаемого явления. Главный метод исследования – моделирование, то есть замещение и опосредование путем освоения двух базовых действий: абстрагирования - конкретизации и обобщения - опредмечивания.
- Теоретический уровень – получение научного знания, касающегося закономерностей в явлениях, процессах и объектах посредством операций с моделями. Основан на двух главных методах: анализе и синтезе, которые ученикам необходимо освоить, чтобы иметь возможность извлекать знания из моделей.
- Проектный уровень – реализация инженерной деятельности, которая предполагает внедрение результатов эмпирической и теоретической работы, чтобы разрешить проблемную ситуацию в реальности.
Типизация исследовательских задач
Все существующие типы задач не могут считаться независимыми, так как исследование всегда представляет собой единый и целостный процесс. Анализируя условия для постановки исследовательской задачи в образовательном пространстве, типизация задач располагается на стыке трех плоскостей.
- Первая представлена онтологией школы по учебным исследованиям, в которых основное содержание – освоение культуры проведения и участия в исследованиях.
- Вторая – обеспечение рамок постановки образовательных задач, которые превращаются в метазадачу относительно к предметной – исследовательской.
- Третья плоскость – границы педагогического обеспечения становления исследовательских умений и навыков.
Министерство образования Красноярска опробировало ряд задач, позиционируемых в качестве мини-исследований на ста школьниках 7-10 классов. В результате данного эксперимента был сформулирован ряд выводов относительно возможностей школьников в решении исследовательских задач:
- школьники не готовы и не могут решить исследовательскую задачу в качестве задачи с неизвестным результатом и вариативностью сценариев решения, так как культурно они ориентированы на выполнение четких заданий и указаний, которые дает учитель;
- школьникам легче оперировать натурально представляемыми задачами по сравнению с задачами, имеющими абстрактное содержание и характер;
- треть наиболее простых задач самостоятельно была разрешена учащимися, то есть они увидели исследование, захотели его осуществить и провести эксперименты, собрать данные и получить перечень итоговых результатов;
- школьники не способны перенести свой подростковый социальный групповой опыт общения и взаимодействия на исследовательскую деятельность, чтобы осуществлять командную работу;
- основное затруднение школьников было представлено преодолением стереотипного мышления во время решения творческих задач;
- выбирая самостоятельное исследование на все время учебного года школьники, обычно, рассматривают и понимают исследование в качестве изучения определенной темы и не умеют разграничивать изучение в качестве освоения готового и исследования в качестве освоения нового, непознанного материала.
В целом, типизация исследовательских задач представляет определенную перспективу, так как дает возможность осуществить диагностику дефицита знаний, организовать образовательное пространство, выстроить коммуникацию с учителями и всеми учащимися. В связи с этим, дальнейшее развитие приведенной типизации должно протекать в рамках разработки онтологии исследовательских задач в рамках системы образования.
Педагогическая помощь в решении исследовательских задач состоит из организации процесса рефлексии, обучения технологиям решения различных исследовательских задач, рекомендаций, направленных на организацию самостоятельной деятельности учеников по их решению.