Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области

Технология портфолио в современной образовательной среде

Определение 1

Портфолио – это папка с перечнем достижений ребенка в различных направлениях и областях деятельности.

Технология портфолио создана в современной образовательной системе для оценивания достижений учащихся в разных сферах деятельности и реализации образовательных целей и задач.

Помимо оценивания, портфолио ориентировано на решение ряда педагогических задач:

  1. Мотивация учащихся к познавательной деятельности;
  2. Развитие активности учащихся и навыков самостоятельной работы;
  3. Расширение возможностей в образовательной деятельности и самообучении;
  4. Развитие у учащихся рефлексии и адекватного самооценивания;
  5. Формирование навыков постановки цели в различных направлениях деятельности;
  6. Формирование навыков планирования и прогнозирования своей деятельности;
  7. Развитие самостоятельности в организации своей деятельности.
Замечание 1

Технология портфолио активно используется в современной системе образования, на всех ее уровнях. Это обуславливает актуальность применения технологии в дошкольном учреждении, особенно в старших группах, ориентированных на подготовку детей к обучению в школе.

Итоги развития ребенка в дошкольном учреждении фиксируются в портфолио его достижений. Это помогает в проведении мониторинга развития ребенка, оценки приращения его знаний и навыков. Кроме того, портфолио дает возможность повышения эффективности и качества обучения, за счет выявления его недостатков в анализе развития достижений ребенка.

Портфолио является наглядным показателем творческих успехов ребенка. Видя свои достижения, ребенок имеет возможность гордиться ими, что развивает его стремления к их приумножению, путем расширения и углубления своих знаний и навыков в той или иной сфере деятельности.

Использование технологии портфолио в дошкольном образовательном заведении ориентировано на создание портрета ребенка, отражающего его индивидуальный, специфический путь развития, творческие успехи, социальную приспособленность и коммуникативные навыки.

«Портфолио как инструмент оценивания достижений старших дошкольников в социально-коммуникативной области» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

К основным задачам технологии портфолио старшего дошкольника относятся следующие:

  1. Повышение самооценки ребенка и формирование уверенности в своих силах;
  2. Раскрытие индивидуальных способностей и природного потенциала каждого ребенка;
  3. Развитие готовности к самопознанию;
  4. Формирование мотивации к творческим направлениям деятельности и готовности к занятиям творчеством;
  5. Развитие положительных нравственных ориентиров деятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
  6. Формирование навыков самооценивания;
  7. Создание системы достижений ребенка для их демонстрации родителям, с целью наблюдения ими за творческим, умственным, нравственным, эстетическим и физическим развитием их ребенка.

Возможности применения технологии портфолио в оценке социально-коммуникативных достижений старшего дошкольника

Применение технологии портфолио направлено на реализацию ФГОС второго поколения. Технология выступает действенным средством для решения многих важнейших воспитательных задач. Это особенно актуально на дошкольном этапе развития ребенка, когда он проходит путь социализации, сталкивается с решением важных для него жизненных проблем, развиваются его основные нравственные установки и ценностные ориентиры.

На дошкольном этапе своего развития, ребенок проходит длительный путь социальной адаптации. Он учится строить коммуникативные связи с различными категориями граждан, устанавливает первые дружеские и деловые контакты, учится разрешать и предотвращать конфликтные ситуации, формирует навыки социального взаимодействия, развивает толерантность и уважение к чужой культуре, чужим взглядам и суждениям.

Применимость технологии портфолио в оценивании достижений дошкольников в коммуникативной области деятельности объясняется следующими обстоятельствами:

  1. Создание портфолио ребенком предполагает наличие не только и не столько конечной цели т.е. конкретного результата, но и предполагает формирование своего конкретного стиля деятельности. Это способствует формированию у ребенка особой линии поведения при коммуникативном взаимодействии.
  2. Портфолио разрабатывается не для того, чтобы создать группу идентичных детей, действующих и взаимодействующих по конкретным шаблонам поведения, а для того, чтобы сохранить индивидуальность каждого ребенка в построении им системы социального взаимодействия.
  3. Сам процесс создания портфолио предполагает непрерывное взаимодействие ребенка с его сверстниками, педагогами, что открывает возможности обмена опытом деятельности и развивает самооценку учащегося в области своей познавательной и социальной деятельности, а также поиска путей их совершенствования.
  4. Создание портфолио, с оформлением его титульного листа, выбора названия, подписи каждого достижения – является творческим процессом, ориентированным на развитие воображения, формирование навыков коммуникативного взаимодействия, поиска информации.
  5. Портфолио позволяет сформировать навыки адекватного оценивания своих умений строить социальные контакты, взаимодействовать с другими детьми, формировать дружеские отношения, проявлять уважение к другим людям.

Структура портфолио старшего дошкольника, отражающего его достижения в коммуникативной сфере

Чтобы оценить достижения ребенка в социально-коммуникативной сфере деятельности, можно предложить ему сформировать портфолио его достижений. Конечно, в этот возрастной период развития ребенка, ему потребуется помощь педагога в выборе содержания, критериев отбора и оценки портфолио. Однако, ребенку необходимо предоставить максимальную самостоятельность в данной сфере деятельности, чтобы развить навыки адекватного самооценивания себя и своих коммуникативных навыков.

По своей структуре, портфолио предполагает наличие нескольких разделов:

  • Мой портрет. В этом разделе ребенок должен описать себя, а именно то, каким он видит себя при взаимодействии с другими людьми: сверстниками, родителями и педагогами, как он умеет общаться, как ведет себя в тех или иных ситуациях, например, как он отнесется к проявлению агрессии его другом или как он ответит на замечание или критику в свой адрес.
  • Коллектор. В этом разделе ребенок должен отметить все правила поведения в социальной среде, которые ему известны, правила внутреннего распорядка дошкольного учреждения.
  • Рабочие материалы. Сюда входят все направления деятельности ребенка в прохождении им социальной адаптации, развитии коммуникативных навыков. К примеру, можно начать с прохождения своего первого дня в детском саду, своего поведения в этот день, своих чувств и эмоций, расписать установление первых социальных контактов, построение дружеских взаимоотношений, участие в коллективной деятельности дошкольного заведения, коллективных мероприятиях и т.д.
  • Мои достижения. Здесь ребенок прописывает свои успехи в прохождении социализации, преодолении трудностей в установлении социальных связей, построении отношений с кем-либо. Обязательно необходимо, чтобы ребенок дал оценку своей коммуникативной деятельности.
Дата последнего обновления статьи: 17.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot