Педагогическая технология: понятие и сущность
Педагогическая технология – это способ организации педагогического процесса, связанный с построением системы действий педагога и применением методов и форм, которые создают оптимальную среду для достижения поставленных образовательных целей и задач.
Педагогическая технология появилась в науке не так давно. Термин получил развитие в 50-е годы 20-го столетия. Первое время он был применен только по отношению к учебному процессу, не затрагивая воспитание. В то время, технология рассматривалась, как особый способ обучения, позволяющий организовать этот процесс, посредством применения технической аппаратуры.
Применение технических средств в учебном процессе стало актуальным при научно-техническом развитии общества, появлении информационной среды, охватившей, практически все, сферы жизнедеятельности общества.
Развитие педагогической технологии сопровождалось формированием технологии конструирования учебного процесса т.е. технологии обучения. Она была заложена на базе программированного обучения, представляющего собой четко регламентированный процесс, основанный на составлении программы обучения, определяющей цели, задачи, порядок, условия организации учебного процесса, применяемые формы и методы обучения.
Педагогическая технология представляет собой определение принципов, на основе которых разрабатываются способы оптимизации образовательного процесса, посредством проведения мониторинга факторов, оказывающих положительное воздействие на процесс обучения. С учетом этих факторов происходит построение и практическая реализация приемов и средств обучения, а также разрабатываются способы оценки их продуктивности.
Технология обучения предполагает создание некоторой идеи по управлению и координированию учебного процесса в рамках конкретного учебного заведения.
Педагогическая технология является своеобразной техникой практической реализации процесса образования, наделенной насыщенным содержанием. Ее применение позволяет организовать комфортную образовательную среду, как для педагогического состава, так и для учащихся.
Педагогическая технология базируется на научном проектировании. Составление проекта включает последовательность действий педагога, которые необходимо выполнять для эффективной реализации процесса обучения.
Для понимания сущности педагогической технологии требуется ее рассмотрение с трех основных сторон:
- Научная сторона – рассмотрение технологии, как составного элемента педагогической науки, занимающейся разработкой целевого назначения, содержательной стороны и методов организации обучения путем построения специальных проектов его прохождения.
- Процессуальная сторона – рассмотрение технологии в качестве алгоритма протекания учебного процесса, включающих постановку целей, задач, выбора методов и средств, необходимых для планируемых итогов реализации данного процесса.
- Действенная сторона – рассмотрение технологии, как деятельности технолога педагогического процесса, с применением инструментальных, персональных и методологических средств педагогики.
Педагогическая технология выступает и как отдельное научное направление и как реальный процесс обучения, построенный спроектированным способом.
Технологический подход в обучении играет важную функциональную роль. Любая технология разрабатывается не просто так, а является отражением конкретного замысла педагогического характера. Технология строится с учетом определенных целевых установок, рассчитанных на определенный планируемый результат. Все составные части технологии должны быть построены таким образом, чтобы применяться любым педагогом и, при этом, давать гарантию достижения плановых показателей образования, утвержденных на государственном уровне.
Технологии воспитания в педагогике
Технологии обучения за счет их более длительного существования развиваются гораздо более быстрыми темпами, нежели технологии воспитания. Это связано еще и с тем, что технологии обучения практически не подвержены внешнему воздействию субъективных факторов.
Продуктивность воспитательного процесса определяется в основном профессиональными возможностями педагога, его личностными качествами, уровнем квалификации, обладанием навыков и практического опыта воспитательной деятельности.
Воспитательные технологии характеризуются теми же чертами, что и образовательные, но отличатся сложностью их построения и спецификой восприимчивости к разнородным факторам. На их результативность применения могут оказать влияние моменты:
- Наличие авторитета педагога в коллективе;
- Настроение педагога;
- Самочувствие, состояние здоровья педагога и воспитанников;
- Отсутствие обратной связи;
- Неспособность проведения оценки и анализа действий воспитанников.
Технологии воспитания основываются на постановке диагностических целей обучения, на основе которых разрабатывается содержание воспитательного процесса, определяется совокупность процедур, применение средств и методов педагогического воздействия и проводится контроль и последующая коррекция работы.
Конструирование педагогических технологий
Построение педагогической технологии проходит в несколько стадий:
- Разрабатывается и обосновывается идея педагогической технологии.
- Разрабатывается целевое назначение технологии, включая дополнительные второстепенные цели, которые необходимо достигнуть при ее реализации.
- Создаются программы обучения и воспитания, включающие его содержание.
- Осуществление процесса интеграции содержания, методов и приемов реализации учебного или воспитательного процесса.
- Определяются средства, которые будут применяться для практической реализации технологии в учебно-воспитательном процессе.
- Проводится мониторинг и оценка навыков и умений учащихся, их достижений, индивидуальных характеристик и особенностей.