История становления концепции развивающего обучения
Развивающее обучение – это направление педагогической деятельности, связанное с развитие всех сфер личности, формированием ее основных свойств и навыков жизнедеятельности.
обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Развивающее обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Впервые, теоретические идеи, связанные с развивающим обучением были изложены в трудах Л. С. Выготского в 30-е годы 20-го столетия. Им активно рассматривались и исследовались вопросы, связанные с обучением и развитием, их взаимосвязью и взаимовлиянием.
В тот же период, были оформлены три основных подхода, касаемо влияния процесса обучения на интеллектуальное развитие детей:
- Полная независимость между процессом развития личности и обучением. Последователями этого направления были З. Фрейд и Ж. Пиаже. Они считали, что процесс обучения необходимо организовывать в строгом согласии и соответствии процессам развития. При этом, обучение не участвует в развитии, и оно происходит независимо от его воздействия.
- Тождественность обучения и развития. Последователями этих взглядов были У. Джеймс, Э. Торндайк, считавшие, что на развитие личности может влиять только обучение. Любая его форма и методика оказывают решающее влияние на развитие, формируя определенные привычки и стереотипы поведения. Поэтому процесс обучения, по своей сути, является развивающим.
- Независимость развития от процесса обучения, но при этом активное влияние обучения на развитие. Этого взгляда придерживался К. Коффка. В его трудах прослеживается идея о том, что сам процесс развития личности, открывает возможности для ее обучения, которое в свою очередь является стимулом для развития. Этот подход специфичен тем, что он одновременно и связывает, и разводит процессы обучения и развития.
В трудах Выготского было изложено утверждение о том, что развитие и обучение не являются тождественными процессами, но при этом существуют в единстве. Между этими процессами имеется сложная, системная, постоянно меняющаяся связь и зависимость. Эти идеи составили фундамент современной концепции развивающего обучения, которая была сформирована в 50-80-е года 20-го столетия. Тогда были оформлены две гипотезы развивающего обучения:
- Развивающее обучение Л. В. Занкова.
- Развивающее обучение Д. Б. Эльконина-Давыдова.
Занков утверждал, что процесс обучение характеризуется развивающим значением. Обучение и развитие рассматривались им с позиции причинно-следственных связей, где обучение является причиной, а развитие его следствием. Его концепция ориентирована на раннее ускоренное психологическое развитие личности.
Концепция, разработанная В.В. Давыдовым и Д. Б . Эльконином, основывалась на создание системы обучения, ориентированной на личностное развитие. Их взгляды основаны на взаимосвязи развивающего обучения с содержанием учебных дисциплин, программ обучения. Также, они делают акцент на том, что влияние обучения на развития зависит от способов и методов, посредством которых учебный материал преподносится учащимся. Это определяет уровень развития теоретического сознания и мыслительных процессов обучающихся.
Современное представление о развивающем обучении
Развитие является результатом деятельности личности в социальном пространстве. Человек способен стать личностью и сформировать основные качества ей присущее, только в процессе активного общественного взаимодействия.
Развитие может существовать только в процессе деятельности личности, при которой она накапливает опыт, строит связи и отношения, формирует взгляды, идеи, мотивы поведения.
Развитие начинается с раннего возраста ребенка. В этот период основной сферой деятельности является образование. Ребенок учится, осваивает окружающий мир, знакомится с его законами и процессами.
Процесс обучения, нацеленный на развитие должен быть построен таким образом, чтобы побуждать ребенка к деятельности, не принуждая его и не заставляя делать то, что ему не интересно т.е. стимулировать и мотивировать его, развивать его интерес и увлечение, а также потребность в действии. Взаимодействие с ребенком должно строиться, исходя из его индивидуальных особенностей, ориентируясь на личностную специфику развития.
Развивающее обучение характеризуется следующими чертами:
- Современный, инновационный вид учебно-воспитательной деятельности, сменяющий объяснительно-наглядную форму обучения, преобладающую ранее в педагогике;
- Обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка т.е. обучение должно стоять на шаг впереди развития, чтобы обеспечивать его эффективность;
- В процессе образовательной деятельности ребенок рассматривается в качестве ее субъекта т.е. он является активным деятелем учебно-воспитательного процесса, познавая окружающую действительность и преобразуя ее. Обучение строится таким образом, что ребенок сам осознанно реализует все этапы этого процесса, а именно: ставит цели, определяет задачи, планирует деятельность, выполняет действия, ориентированные на достижение целей и задач, проводит мониторинг итогов деятельности и оценивает ее результаты;
- Организация развивающего обучения предполагает поэтапное разрешение учебно-воспитательных задач. Решение каждой задачи развивает ребенка, открывая ему новые направления деятельности и варианты решения проблемных ситуаций, борьбы с трудностями;
- Целенаправленная учебная деятельность, являющаяся аналогом исследовательской деятельности, в которой происходит самостоятельное построение ее правил и законов функционирования;
- Основывается на теоретическом мышлении. Теоретические знания составляют фундамент развивающего обучения и его эффективности;
- Обучение опережает развитие, а значит педагогическое влияние стимулирует и ускоряет процессы развития;
- Ориентируется на закономерности развития, адаптируя их к уровню и специфике развития личности отдельного индивида;
- Посредством развивающего обучения происходит формирование всех ведущих духовно-нравственных, физических, интеллектуальных, этических и эстетических свойств личности.