Сущность и составные компоненты педагогической поддержки
Педагогическая помощь отражается в педагогике понятием педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это технология организации образовательной деятельности, основанная на предоставлении ребенку полноценных возможностей для развития и саморазвития, самоопределения и самовыбора через диалоговое взаимодействие педагога и учащегося и оказание педагогом поддержки в данном процессе.
Рисунок 1. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Педагогическая поддержка выступает в качестве основы реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Она ориентирована на оказание разносторонней помощи ребенку в решении его индивидуальных образовательных проблем: коммуникативного взаимодействия, общего развития, удовлетворения особых образовательных потребностей, психического и физического состояния здоровья, профессионального самоопределения и др.
Данный вид помощи ориентирован на построение индивидуального образовательного маршрута и создание оптимальных условий построения внутреннего мира каждого учащегося.
Педагогическая помощь включает в себя следующие направления педагогической деятельности:
- Консультирование родителей по поводу обучения, воспитания и развития детей разных возрастов и на разных этапах обучения.
- Диагностирование специфических характеристик познавательной работы каждого отдельного учащегося, относящегося к разным возрастным группам.
- Проектирование индивидуального образовательного маршрута учащегося в разных ситуациях: коррекция отклонений в развитии, восстановление после перенесенных заболеваний, травм, профессиональный путь развития, социализация, решение коммуникативных проблем в коллективе учащихся и т.д.
- Психолого-педагогическая поддержка коррекционной направленности.
- Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями по вопросам их оптимального развития, создания благоприятной среды для продуктивного познавательного развития.
- Исследование среды жизнедеятельности учащегося, выявление отрицательных факторов, воздействующих на его обучение и развитие.
- Определение проблем в обучении и развитии ребенка, с которыми он не способен справиться самостоятельно.
- Проведение консультаций педагогами и иными специалистами по вопросам коррекционного обучения, решения проблем с психическим и физическим здоровьем.
Педагогическая помощь ориентирована на развитие у ребенка навыков самостоятельного принятия решений, разрешения различных проблем, умения вести себя в разнородных социальных ситуациях.
Любая личность требует особого подхода в раскрытии своего внутреннего потенциала. Поэтому, требуется применение особых стратегий и тактик воспитания, направленных на развитие у ребенка механизмов для собственного саморазвития и самореализации.
Рисунок 2. Педагогическая поддержка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Реализация педагогической поддержки, требует от педагога принятия ребенка в качестве субъекта образовательного процесса, наделенного разнообразными потребностями и возможностями, формирования основ положительного взаимодействия с учащимися, принятие ценности его личности, уважительного отношения к его интересам и потребностям, организацию сотруднических отношений и предоставление самостоятельности в совершении выбора, принятии решений, установлении независимости.
Принципы реализации педагогической помощи
Педагогическая помощь основывается на следующих принципах построения педагогического взаимодействия:
- Принцип добровольности взаимодействия. Ребенок и его родители должны быть заинтересованы в оказании помощи. Принуждение не принесет должного педагогического эффекта.
- Принцип опор на потенциал ребенка. Необходимо опираться на внутренние силы и потенциальные возможности отдельного учащегося и его способности к самостоятельного решению трудностей, преодолению препятствий.
- Принцип конфиденциальности. Педагогическая помощь носит закрытый характер. Эта информация охватывает узкий круг лиц и не разглашается в иных кругах.
- Принцип ухода от вредного воздействия. Главное в оказании педагогической помощи, не привести к более худшим сценариям развития. Иными словами, лучше не применять активного педагогического воздействия, не достичь каких-то глобальных итогов, но зато, не навредить ребенку.
- Принцип сотрудничества. Помощь проявляется в установлении между педагогом и учащимся диалогового взаимодействия. Он предлагает помочь и предлагает варианты решения конкретной проблемы. Но, ни в коем случае, не решает ее самостоятельно, давая право выбора учащемуся, его родителям, возможности самостоятельного действия.
- Принцип принятия стороны ребенка. Педагог принимает сторону ребенка и держит ее, помогая самостоятельно выйти из сложившейся ситуации. Каждый имеет право на ошибку.
- Принцип рефлексивного и аналитического подхода к процессу обучения и его итогам.
Разновидности педагогической поддержки
Педагогическая поддержка может быть:
- Непосредственной. Она основывается на озвучивании учащимся проблемы и предложении педагогом вариантов ее разрешения т.е. педагог оказывает определенную помощь конкретному ребенку, обращаясь именно к нему, ведя с ним беседу один на один.
- Опосредованной. Такая поддержка реализуется разными приемами. Она не имеет прямого обращения педагога к конкретному учащемуся. Диагностирование помогает педагогу выявить наличие каких-то проблем у отдельных учащихся. Педагог обращается ко всему коллективу, как бы наталкивая отельных учащихся на самостоятельное разрешение своих проблем. Этот может быть приведение примеров действий и поступков героев сказок или повествование о реальных событиях, вариантах поведения в той или иной ситуации.
- Своевременной. Она предполагает оказание помощи тогда, когда она требуется учащемуся.
- Опережающей. Она связана с ознакомлением учащихся с разными жизненными ситуациями, проблемами и вариантами их решения. Таким образом, к моменту возникновения проблемы, учащиеся уже имеют представления о ней, а также о способах ее разрешения.
- Предупреждающей последствия. Такая поддержка реализуется после свершения какого-то события, чреватого усугублением проблемы. В таком случае педагогическая помощь направлена на профилактику ее развития.