Причины полипарадигмальности современной науки
Полипарадигмальность – это возможность рассмотрения реальности, ее исследования и изучения с разных точек зрения и отсутствие у нее единой теоретической основы.
Полипардигмальный подход – это исследование одного и того же объекта, процесса или явления с разных сторон, его описание из разных источников, отражение разного видения исследуемого вопроса или процесса.
Парадигма – это совокупность теоретических данных и методологических аспектов, принимаемых научным сообществом на конкретном этапе развития общества и состояния науки, становящихся стандартами научного исследования и научного познания.
На сегодняшний день, парадигма науки связана с полипарадигмальностью.
Современная наука характеризуется именно полипарадигмальностью, что активно изучается многими учеными, пытающимися разгадать данный феномен. Этот вопрос, до сих пор полноценно не исследован. Однако, ученые выдвигают ряд основополагающих моментов развития современной науки и ее парадигмального бума.
Основными причинами полипарадигмальности современного научного знания являются:
- Фрагментарность научного знания. Наука делится на составные компоненты – направления познания т.е. она изучается отдельные стороны, отдельные процессы окружающего мира, что требует ее разделения на соответствующие дисциплины. Не существует единой теоретической основы существования мира, природы и общества, единой философии, которая бы объединила все научные направления, а также четких связей и зависимостей между ними не прослеживается.
- Соотношение естественно-научного и гуманитарного знания. Предполагается, что естественные науки дают ясную картину мира, четкое обоснование всех объектов, процессов и явлений, сторон окружающей действительности, тогда как, гуманитарные знания развивают демагогию, давая расплывчатое объяснение всему сущему.
- Развитие новой мировоззренческой модели научного знания. В настоящее время происходит интеграция подходов к познанию, изучению разных сторон окружающей действительности. Используются как традиционные методы и подходы в познании, так и формируются новые направления, новые парадигмы.
- Постклассический этап развития научного знания. В настоящее время изменяются стандарты научного знания, принципы, методология, усложняются направления исследования, его предмет, осуществляется интеграция естественнонаучной картины мира с гуманитарной. Наука переходит на новый этап своего существования и развития.
Таким образом, полипарадигмальность современного научного знания является признанным, существующим и обусловленным процессом.
Парадигмы современного образования
Поскольку, современная наука характеризуется полипарадигмальностью, а педагогика является научным знанием, то для ее, ее развития, также, характерна полипарадигмальность.
Педагогическая парадигма представляет собой совокупность теоретических основ и методологии реализации педагогической деятельности, выступающих образцами, принимаемыми научным сообществом педагогов в качестве моделей реализации исследований в области педагогики и решения разнообразных педагогических задач.
По сути, парадигма образования отражает методологию исследования данного процесса. Сегодняшней парадигме образования присущ комплексный характер исследования. Образовательный процесс рассматривается с разных сторон, а его функционирование обуславливается разными методологическими параметрами. Это связано с полипарадигмальностью современной науки и отсутствием единой теоретической базы, философии развития мира.
Современная реальность отражает вариативность, разнородность парадигм образования, ориентированных на удовлетворение изменяющихся социальных условий и потребностей и обеспечение дальнейшего развития и совершенствования общества.
Основными педагогическими парадигмами, применяемыми в образования сегодня являются:
- Авторитарно-императивная парадигма. Она присуща традиционной педагогике, основанной на обучении по предписанному шаблону: знания даются в готовом виде и отсутствует установка учащихся на саморазвитие, самосовершенствование. Педагог занимает авторитетную позицию в образовательном процессе.
- Манипулятивная парадигма. Она предполагает построение образовательного процесса при ведущем положении педагога и приоритете его мнения. Учитель выступает в качестве наставника, но не равноправного, а ведущего. Он манипулирует учащимся, независимо от его интересов и потребностей, предполагая, что ему виднее, что лучше, что важнее для учащегося. Учащийся не становится полноправным партнером педагога, а только следуют его плану, его указаниям, его выбору собственного развития.
- Гуманистическая парадигма. Она опирается на построение образовательного процесса с учетом потребностей и интересов учащегося, ориентации на его полноценное развитие, признание его высшей ценностью и создание условий для раскрытия его творческого потенциала. При этом, учащемуся дается право самостоятельного познания, самостоятельного поиска истины, а это процесс требует грамотной организации.
Полипарадигмальность образования означает:
- Возможность существование нескольких методологических систем, лежащих в основе образовательной деятельности;
- Процессы социализации и индивидуального развития личности направлены на различные парадигмальные установки;
- Каждый педагог может применять разнообразные парадигмы при определении стратегии и тактики образовательной деятельности;
- Выбор той или иной парадигмы, их количества, применяемого в обучении, зависит от мотивации учения, ее сформированности и динамики;
- В применяемых образовательных технологиях могут быть использованы компоненты, направления, методологические основы разных педагогических парадигм;
- Внутри одной парадигмы имеет место быть несколько частных парадигм, которые дают свои представления о целевом назначении, содержании, ходе образовательной деятельности или ее отдельных сторон.