Подвижная игра – это вид активной игровой деятельности, в которой задействована работа двигательного аппарата ребенка в ходе выполнения заданий по определенным правилам.
Подвижные игры имеют особое значение в развитии ребенка. Они формируют навыки, необходимые для полноценной жизнедеятельности, развивают основы коммуникативного взаимодействия подрастающего поколения, расширяют представления об окружающем мире и воздействуют на обеспечение нормального функционирования двигательной сферы и иных, связанны с ней органов и процессов.
Таким образом, подвижные игры выступают ведущим средством гармоничного развития подрастающего поколения.
Гармоничное развитие – это полноценная реализация потенциала ребенка, сбалансированное развитие всех его возможностей.
Подвижные игры позволяют сформировать духовно развитую личность, физически крепкую и интеллектуально обогащенную.
Рисунок 1. Подвижные игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы подвижных игр, способствующих гармоничному развитию детей
Подвижных игр существует большое множество. Каждая игра имеет свое развивающее назначение. В зависимости от воздействие на ту или иную сторону личности, активизацию определенной сферы, потенциальных возможностей, все подвижные игры делятся на следующие типы:
- Творческие подвижные игры. Они ориентированы на развитие психофизической сферы личности. Такие игры требуют выполнения разнообразных движений в новых условиях. Происходит использование своих двигательных навыков в нестандартных условиях, что активизирует интеллектуальные и физические силы организма. К данному типу относятся и игры, требующие придумывания движений и их разнородных сочетаний.
- Игры с резким прекращением действий. Они предполагают резкую остановку выполнения движений по определенному сигналу или же, замирания в конкретной позе. Это формирует быстроту реакции, делает движения более ловкими и выразительными, одновременно развивая внимание и восприятие, заставляя мыслить и чувствовать.
- Спортивные игры. Такие типы игр основаны на соблюдении конкретных правил т.е. все действия игры, все движения выполняются по установленным правилам, нарушение которых ведет к неудачному исходу игры, исключению из нее нарушителя, потери очков и т.д.
- Игры соревновательного типа. В основном это игры-эстафеты. Они требуют от детей совершения определенных действий, в определенной последовательности. Действия могут совершаться с разными предметами, требовать преодоления препятствий. Такие игры развивают коммуникативные навыки детей, учат сотрудничеству и взаимодействию, воспитывают веру, надежду, уверенность в себе и формируют разные физические качества ребенка.
- Игры-забавы. Они носят увлекательный характер и ориентированы на детей раннего и младшего дошкольного возраста. В ходе игры выполняются элементарные однотипные движения – хлопанье в ладоши, топанье, закрывание, открывание глаз, движения пальцами, кистями и т.д. Это позволяет воздействовать на развитие моторики рук, сформировать основы выполнения простых движений и развить навыки восприятия детей.
Методика проведения подвижных игр
Подвижные игры, направленные на гармоничное развитие подрастающего поколения, организуются на основании комплексного применения различных методов и приемов игровой активной деятельности и использования рационального педагогического руководства ею.
Любая подвижная игра, используемая в дошкольном воспитании, направлена на развитие конкретной стороны личности, конкретного навыка, формирование определенной группы знаний и умений.
В основе методики реализации подвижных игр, как средства всестороннего гармоничного развития личности лежат следующие условия их проведения:
- Учет индивидуальных особенностей физического, психического и интеллектуального развития каждого ребенка;
- Предварительное знакомство детей с игрой и ее правилами и оценка понимания ими основ деятельности, выполняемых действий;
- Вариативность тематики подвижных игр. Для решения конкретных образовательных и воспитательных задач используются определенные игры, ориентированные на их достижение;
- Руководство воспитателя или иного взрослого игровым процессом. Оно должно быть грамотным и целеориентированным.
Соблюдение данных условий – основа продуктивного использования игры и ее ориентации на гармоничное развитие ребенка.
Индивидуальные особенности развития детей требуется учитывать для выбора адекватных движений. В каждом конкретном возрасте ребенок владеет конкретными двигательными навыками. При выборе игр, учитывается возраст детей и условия проведения игр, а также режимные моменты их реализации.
Дети могут проигрывать разнообразные сюжеты из повседневной жизни, изображать поведение людей, животных. Педагог демонстрирует выполнение действий детьми, показывает место их выполнения и последовательность действий. Кроме того, педагог распределяет роли игры между ее участниками. Они зависят от их двигательных навыков и конкретных образовательных задач. Также, педагог следит за ходом игры в процессе ее реализации: правильностью движений, взаимодействием детей, эмоциональным состоянием дошкольников и их активностью в совершении необходимых движений.
Руководство игровым процессом является ведущим условием продуктивной реализации подвижной игры. Оно позволяет сформировать у детей адекватную самооценку, постичь себя и свои возможности, а также установить адекватное взаимодействие с другими детьми.
Подвижные игры обязательно завершаются ходьбой или выполнением расслабляющей гимнастики, которая снижает физическую нагрузку ребенка и стабилизирует пульс.
Игра завершается анализом игрового процесса, оценкой двигательных навыков детей, их качеств, которые сформированы в ходе игры. Анализируется игры посредством обсуждения ее результатов с детьми и доведения до них понимания их ошибок, их успехов и значения игрового процесса в их развитии.