Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Подготовка учителя к уроку: тематическое и поурочное планирование. Технологическая карта урока

Специфика плановой работы педагога

Планирование педагогической работы – это деятельность по составлению планов различной направленности и периода действия, в которых отражается порядок осуществления педагогической деятельности.

Для эффективности деятельности педагога требуется его тщательная подготовка к ее организации. Она предполагает выполнение ряда плановых процедур.

Педагоги занимаются составлением следующих видов планов:

  1. Тематические планы – планы, отражающие программу учебной деятельности, рассчитанную на один календарный год. В таких планах отражаются учебные материалы и мероприятия, которые необходимо изучить и реализовать в течение учебного года. Базой для составления тематического плана является образовательная программа учебного заведения, государственные стандарты, программные требования по конкретным учебным дисциплинам. Тематические планы отражают распределение часов, отведенных на изучение конкретной дисциплины и темы учебного курса. Они включают планирование темы каждого урока, формы и методики его проведения, определение его целевого назначения, наличие междпредметных связей, постановку практических заданий, самостоятельной домашней работы. Тематическое планирование необходимо для распределение учебного материала различных тем по урокам, исходя из количества часов, отводимых на каждый из них.
  2. Поурочные планы – планы, отражающие познавательные, воспитательные и развивающие задачи проведения каждого урока, включающие информацию о формах и методах его проведения, программы практической поурочной работы, учебные средства и методические пособия, применяемые для его реализации. С помощью составления поурочных планов, педагог планирует структуру каждого учебного занятия, временное распределение всех его этапов. Поурочное планирование включает составление конспектов т.е. краткого информационного освещения прохождения урока, его тематики и содержания.

Планирование педагогической деятельности является составным элементом подготовительной стадии организационной деятельности педагога. В его ходе происходит выбор дидактических пособий, раздаточного материала, выбирается справочная и методическая литература, подготавливаются задания и упражнения, используемые для контроля и оценки знаний учащихся, выбираются способы привлечения учащихся к познавательному процессу.

Планирование учебной деятельности ориентировано на раскрытие содержания деятельности образовательного заведения, его функций и целевого назначения, отражение мероприятий, направленных на реализацию учебно-воспитательных задач.

Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогической деятельности

Определение 1

Технологическая карта урока – это современная форма планирования педагогического процесса, отражающая способы взаимодействия педагога и учащихся.

Наличие технологической карты урока обеспечивает его качественное прохождение и достижение планируемых результатов деятельности по освоению образовательных программ на всех этапах учебно-воспитательного процесса. Эффективность учебного процесса повышается за счет наличия технологической карты и становится возможным реализация учебных действия, отвечающих требованиях ФГОС. Кроме того, сокращаются временные затраты педагога на подготовительный этап работы.

«Подготовка учителя к уроку: тематическое и поурочное планирование. Технологическая карта урока» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

По своей структуре технологическая карта урока включает:

  1. Стадии прохождения урока;
  2. Целевое назначение урока и его задачи;
  3. Содержание учебного материала, применяемого на уроке;
  4. Методику и способы организации учебной деятельности учащихся;
  5. Действия педагога и учащихся в процессе прохождения урока.

Технологическая карта урока позволяет педагогу реализовать планы учебно-воспитательной работы, систематизировать универсальные учебные действия учащихся, составить проекты учебно-воспитательной деятельности, выходящие за рамки одного урока и, охватывающие четверть, полугодие, год за счет перехода от поурочного планирования к проектированию тематики, обеспечить практическую реализацию междпредметных связей, провести диагностику возможной реализации плановых итогов освоения учащимися темы на каждой стадии урока.

Замечание 1

Технологическая карта урока описывает весь процесс его прохождения, включая детальное описание деятельности педагога и учащихся, с указанием всех операций урока и их составных компонентов.

Самоанализ и анализ прохождения урока в рамках ФГОС

Организация самоанализа урока необходима для развития и совершенствования мастерства педагога и повышения качества учебно-воспитательного процесса.

При построении урока, его планировании, у педагога могут возникнуть затруднения, связанные с реализацией основных принципов государственных стандартов. Самоанализ урока позволит определить причины неэффективности разрешения различных учебно-воспитательных задач и скорректировать плановые мероприятия в дальнейшем проектировании работы.

Самоанализ урока позволяет:

  • правильно ставить цели и задачи деятельности педагога и учащихся в рамках отдельного урока и учебно-воспитательного процесса в целом;
  • формировать навыки установления связей между условиями педагогической деятельности и средствами реализации, поставленных целей и задач;
  • формировать навыки грамотного и четкого планирования и прогнозирования результатов педагогической деятельности;
  • формировать самосознание учащегося в условиях видения им связи между приемами деятельности на уроке и его конечными результатами.

В рамках ФГОС цели постановки урока задаются, исходя из видения передачи функций от педагога к учащемуся. Это позволяет применять разнообразные формы, методы в учебном процессе, ориентированные на повышение уровня активности в учебно-воспитательном процессе, что открывает возможности педагога для планирования коммуникативных задач урока, осмысления учебного материала всеми учащимися и поощрения педагогом позиции и мнения, выражаемой каждым учащимся.

На уроках могут применятся различные разновидности анализа и самоанализа. На современном этапе общественного развития наиболее популярными и актуальными являются следующие:

  1. Краткий – дает основную оценку прохождения урока, касающуюся того были ли выполнены его основные цели и задачи.
  2. Поэтапный – проведение проверки каждой стадии урока, определение их взаимосвязей и взаимозависимостей.
  3. Дидактический - проверка и контроль методов и приемов, которые были использованы для достижения целей урока. Анализируется их целесообразность и эффективность.
  4. Структурно-временной – анализ времени, которое было израсходовано на реализацию каждой урочной стадии. Он необходим, чтобы оценить рациональность времени, затрачиваемого на уроке на тот или иной процесс.
  5. Аспектный – проведение контроля отдельных аспектов урока.
  6. Психологический – анализ эффективности организации педагогического взаимодействия, построения коммуникации с учащимися.
Дата последнего обновления статьи: 28.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot