Система подготовки квалифицированных научных кадров России
Подготовка квалифицированных научных кадров в нашей стране реализуется посредством организации послевузовского образования.
Научно-педагогические работники получают свое образование сначала в вузах страны (или за рубежом), а затем проходят обучение в аспирантуре и докторантуре для получения научной степени и углубления своих научно-педагогических знаний. Кроме того, в настоящее время система высшего профессионального образования государства предполагает прохождение двухступенчатого обучения: четырехлетнее обучение в бакалавриате и двухлетнее обучение в магистратуре. Обучение в магистратуре ориентировано на реализацию специалистами различной научно-исследовательской деятельности и подготовку научно-педагогических кадров.
Таким образом, систему подготовки квалифицированных научных кадров России можно представить следующими ступенями обучения:
- Обучение в магистратуре. Оно ориентировано на подготовку магистров педагогических специальностей. В ходе обучения студенты участвуют в научно-исследовательской работе и педагогической практике научного характера. Обучение завершается написанием магистерской диссертации. Магистры учатся планировать проведение исследований, ставить гипотезы, выбирать оптимальные методы исследований, проводить анализ и обрабатывать результаты практической исследовательской деятельности и представлять результаты исследований в краткой, лаконичной форме. Обучение в магистратуре реализуется на конкурсной основе.
- Обучение в аспирантуре. Оно осуществляется выпускниками магистратуры и предполагает сдачу вступительных экзаменов по определенным дисциплинам. Все зависит от выбранного направления научно-исследовательской деятельности. в ходе обучения аспирант проходит обучение либо в очной, либо заочной формах. Очное обучение длиться не более трех лет, а заочное – четырех. За это время осуществляется подготовка к проведению научного исследования по определенной теме и его проведение с написанием диссертации и ее защитой. После защиты диссертации аспирант получает звание доктора наук.
- Обучение в докторантуре. Оно предполагает написание докторских диссертаций лицами, уже имеющими научную степень. После написания и защиты данных диссертаций присваивается степень докторов наук более высокого ранга или профессоров. Все зависит от конкретной научной работы, которая написана и защищена учащимся.
- Право соискателя. Оно предполагает написание педагогами диссертации вне обучения в аспирантуре. Это требует прикрепления педагога к вузу или иной научной организации, в которой имеется аспирантура или докторантура по выбранному направлению исследовательской деятельности.
Порядок обучения в аспирантуре научного учреждения
Обучение в аспирантуре ориентировано на подготовку педагогов-исследователей. Оно дает педагогом право дальнейшего занятия научно-исследовательской деятельностью и реализации дальнейшей преподавательской деятельности в высших учебных заведениях.
Обучение в аспирантуре является процессом поэтапного вхождения студента в научную среду учебного заведения и знакомства с основами научно-исследовательской деятельности. таким образом, обучение в аспирантуре реализуется в течение следующих этапов:
- Знакомство с традициями и направлениями научной деятельности учебного заведения, научными лабораториями, научными центрами.
- Формирование собственного научного исследования. Аспиранты определяют направление собственной исследовательской деятельности, исходя из своих интересов и актуальных проблем современной педагогики.
- Формулирование навыков постановки гипотез. Аспиранты учатся определять понятия и делать их инструментами дальнейших исследований. Таким образом, формулируются гипотезы и разрабатываются планы научно-исследовательских педагогических работ.
- Прохождение аспирантами теоретической и методологической подготовки. Она связана с освоением методических основ проведения научного исследования по конкретной проблеме, развитием навыков соотношения актуальности теории и практики, решаемой в исследовании научной задачи, посредством реализации аналитической работы. На данном этапе происходит освоение основ аналитической работы с литературой и иными источниками, по исследуемой педагогической проблеме. Аспиранты пишут научные статьи по определенной теме и представляют их на кафедре вуза, научных конференциях и методологических семинарах.
- Знакомство с исследовательской деятельностью учебного заведения, педагогическими исследованиями, проводимыми другими учащимися и педагогами, их методическими разработками, ориентированной на уточнение темы собственного исследования и его целевого назначения.
- Проведение первичных исследований по выбранной теме для доказательства выдвинутой гипотезы. Аспиранты сопоставляют свои исследования и их итоги с тенденциями исследований мировой и отечественной педагогики, экспертным мнением кафедры учебного заведения.
- Развитие навыков публичного освещения педагогических проблем. Они реализуются за счет написания аспирантами научных статей и их представления на научных конференциях, ученых советах. В течение второго года обучения таких статей должно быть написано и представлено не менее трех. Они должны находится в соответствии с выбранной темой диссертации и отражать актуальные педагогические проблемы современности.
- Прохождение педагогической практики преподавания в высших учебных заведениях – педагогических университетах. Это дает представления о дальнейшей профессиональной деятельности и ее особенностях.
- Реализация исследовательской деятельности по выбранному направлению и осуществление экспериментальной проверки ее результатов. Они составляют текстовую основу научно-квалификационной работы.
- Подготовка и публикация трех работ в рецензируемых научных изданиях.
- Прохождение итоговой государственной аттестации и защита научно-квалификационной работы в виде научного доклада и представления проекта своей диссертации.