Задачи и особенности подготовительного этапа грамматического обучения
Особые образовательные потребности – это потребности ребенка, требующие создания специальных условий его обучения, оптимальные для реализации его потенциальных возможностей и актуальных потребностей.
Особые образовательные потребности возникают у детей, имеющих ограниченные возможности развития. Такие дети страдают разными заболеваниями, нарушением функционирования психических процессов организма, приводящих к трудностям в реализации своих познавательных возможностей.
Обучение грамоте детей с ограниченными возможностями, требует особого подхода. Причем, оно является необходимым, поскольку, разнородные отклонения приводят к речевым дефектам, что усугубляет трудности овладения грамматической стороной речи.
Обучение ведется по специальным коррекционным подходам и методикам. Его необходимо начинать с тщательной подготовки.
Подготовительная работа ориентирована на решение следующих задач:
- Развитие устной речи. Проведение упражнений на развитие навыков построения правильных грамматических конструкций: образования форм слова, верного порядка слов в предложении. Ребенок должен научиться изменять слова и составлять новые, понимать их смысл и значение, уметь подбирать соответствующее ситуации слово и строить связанное высказывание;
- Развитие звуковой ориентации ребенка. Ребенок должен уметь воспринимать слова на слух, выделять в них звуки и их сочетания. Для этого необходимо развить артикуляционные навыки и развить умение различать слова по акустическому звучанию и артикуляционному воплощению. Здесь, также, необходимо обратить внимание на развитие навыков звукового анализа;
- Формирование навыков работы со звуками. Дети должны научиться выделять отдельные звуки из слова, находить их местоположение, разделять слово на звуки, определять их количество.
Подготовительный этап обучения грамоте детей с особыми потребностями имеет свои особенности организации:
Обучение проходит поэтапно т.е. на стадии подготовки выделяют еще пару подстадий:
- Формирование навыков восприятия слов на слух. Здесь отрабатываются артикуляционные навыки, работа со звуками и звуковое произношение;
- Развитие навыков выбора звуков в словах, соблюдение их последовательности и сочетания в различных слогах.
Материал обучения должен подбираться, исходя из особенностей психологического и физиологического развития ребенка.
Индивидуализация и дифференциация обучения. Необходимо использовать дифференцированный подход в обучении, предполагающий разделение приемов обучения и подходов для каждого отдельного ребенка или группы детей с идентичными отклонениями в развитии и речевыми дефектами.
Эффективное и целесообразное использование материала обучения.
Тщательно проработанная система руководства педагога при передаче учебного материала детям.
Создание на учебном занятии положительного микроклимата, помогающего в обучении грамматическим основам.
Комплексная система обучения, включающая наглядные пособия, речевые методики и психологические тренинги.
Использование варьирования демонстративного материала и практической работы на занятии.
Развитие навыков восприятия звуков и работы с ними на подготовительной стадии обучения грамоте
Знакомство со звуками, их восприятие и произношение необходимо развивать постепенно. Особенно это касается детей с особыми образовательными потребностями.
Данная работа ведется поэтапно:
- Произношение педагогом слова, которое должно быть в точности повторено детьми, с сохранением интонации.
- Самостоятельное произношение слова с выделением интонацией конкретного звука.
- Развитие умений выделять конкретный звук, определять его местоположение в слове. Происходит отработка произношения звука без интонирования.
- Развитие навыков простого звукового анализа. На этом этапе происходит отработка навыков выделения ударных гласных в слове, при их нахождении в разных позициях, затем гласных, которые следуют за ударными. Дети осваивают порядок расположения гласных звуков в слове и учатся произносить их свободно и легко. Далее начинается работа над согласными звуками. Щелевые и взрывные звуки (с, з, ф, ш, п, б, т, к) отрабатываются путем усиленного интонирования. При наличие у ребенка разнообразных отклонений в развитии, у него могут возникнуть сложности с различением фонем, которые сходны по звучанию: с-з, с-ш. поэтому стоит уделить особое внимание отработке фонем. Первоначально, необходимо освоить отдаленные по звучанию фонемы т.е. с-б, ш-р, затем: ш-ж, с-з, р-л, а уже потом отработать навыки различения противоположных звуков: с-ш, в-ф. Работа по отработке звуков имеет длительный характер. Дети с отклонениями в развитии могут долго осваивать произношение и восприятие фонем одной категории.
- Отработка артикуляции звуков и развитие навыков правильного произношения. На этом этапе актуально применение народного фольклора. Он поможет в отработке лексических навыков и развитии верного произношения.
Что касается средств, используемых на подготовительной стадии грамматического обучения и отработки фонематических навыков, то актуально применение разнородных предметных и сюжетных изображений, сказок, загадок, стишков, скороговорок, потешек, игрового материала, в виде ребусов, шарад, кроссвордов, использование схематичного представления материал или его построения в табличной форме.
К основным заданиям и упражнениям, применяемым при подготовке детей с особыми потребностями к обучению грамоте, относятся следующие:
- Определение звука по артикуляции: выполнение педагогом движений губами или просмотр картинок;
- Выявление наличия или отсутствия конкретного звука через похлопывания или сигнализирование;
- Самостоятельное составление слов с расположением в нем конкретного звука в заданной позиции;
- Определение наиболее часто встречаемого звука в стихотворении, рассказе;
- Рисование объектов с конкретным звуком, имеющемся в их названии;
- Нахождение на картинке объектов, в названиях которых имеется конкретный звук.