Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформы науки и образования Петра I

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / История России / Реформы Петра I / Реформы науки и образования Петра I
Реформы науки и образования Петра I

Развитие образования и науки в России первой четверти ХVIII века связано с личностью Петра I, который образованию придавал первостепенную для государства значимость. В своих циркулярах он требовал, чтобы подданные своих детей обучали письму и чтению. Рекомендовалось использовать кроме азбуки псалтырь и часослов. К детям дворян предъявлялись особые требования. Их обязывали учить иностранные языки и науки. Особый интерес вызывает указ 1714 года, запрещавший жениться дворянским детям, пока они не овладеют грамотой и не пройдут курс наук.

Внедрение светского образования

Петр I считал необходимым развитие ориентированного на Европу светского образования. Было решено открыть государственные школы с целью подготовки образованных людей из семей дворянских, купеческих и верхушки посада.

Благодаря реформам Петра I в России появилась система профессионального образования. В 1701 году были основаны Навигацкая, Пушкарская, Приказная, Госпитальная и другие школы, находившиеся под опекой государственных органов. Школа «Математических и навигацких наук» была открыта в Москве 27 августа 1701 года. Здесь обучались будущие капитаны, кораблестроители, а также преподаватели для иных школ.

Помощь со студенческой работой на тему
Реформы науки и образования Петра I

Выпускники Навигацкой, Медицинской, Инженерной, Артиллерийской школ получали общее и профессиональное образование, затем получали ведущие должности и становились проводниками внедряемых реформ.

Петровская эпоха предоставляла талантливым людям из народа уникальные возможности для личностного роста. Приоритетной государственной задачей было развитие светского мышления, грамотности, приветствовалась образованность в противовес религиозности и церковной консервативности.

Определение 1

Светское образование – это образование, полученное без церковного влияния.

Открытая в 1725 году в Санкт-Петербурге Академия наук была любимым творением императора в последний период жизни. Она начала работу после смерти императора, который разработал Устав и основные положения Академии, выписал из немецких земель мировую звезду по математике Леонарда Эйлера. АН в Петербурге, в отличие от европейских, совмещала функции учебного и научного центра, при Академии была организована гимназия. Профессора в основном приглашались из Германии. Наряду с Эйлером другой знаменитостью стал профессор механики Даниил Бернулли, в его труде «Гидродинамика» содержится фундаментальный «закон Бернулли» для идеальной жидкости.

Вначале студентов было мало, тут по большей части учились дети дворян или проживающих в России иностранцев. Однако после введения стипендии и мест для студентов, учащихся за счет государства, среди них появились разночинцы и крестьяне. Дети крестьян, мастеровых и солдат, как правило, ограничивались только младшими классами.

реформы Петра I в сфере образования и науки:

  • Открытие множества школ (цифирные, гарнизонные, епархиальные школы, Инженерная, Артиллерийская, Навигацкая;
  • Создание системы профессионального образования;
  • Направление молодых дворян на учебу за границу;
  • Изменение содержания образования: на первом месте вместо церковных оказались светские науки;
  • Создание светских учебников;
  • Издание печатной газеты «Ведомости»;
  • Основание первой библиотеки в 1714 году;
  • Создание Академии наук;
  • Развитие отечественной науки: внедрение русских изобретений, организация географических, геологических и других экспедиций;
  • Введение нового летоисчисления с 1 января 1700 года;
  • Основание в Санкт-Петербурге первого музея – Кунсткамеры.
Определение 2

Кунсткамера - первый музей России, созданный императором Петром I.

Важнейшим итогом достаточно хаотичных образовательных реформ, проводившихся от случая к случаю, и не создавших стройной системы образования, был сдвиг в сторону обмирщения людского сознания. Вливание в дворянское сословие «свежей крови» из низов общества – социальная мобильность по службе росла. Страна получила образованных, грамотных, активных и честолюбивых людей. Воспитание гармонично развитой личности и моральная сторона процесса обучения Петра Первого и соратников мало интересовала. Задача воспитания честного человека на службе не была поставлена и, соответственно, не была решена.

Развитие науки и техники в Петровскую эпоху

В петровскую эпоху развитие науки и техники обуславливалось практическими государственными потребностями. Это касалось гидро- и картографии, геодезии, изучения земных недр и поиска полезных ископаемых. Русскими гидрографами были составлены карты Балтийского, Азовского, Каспийского и Белого морей. Экспедициями под руководством В. В. Атласова, Д. Г. Мессершмидта, И. М. Еврейнова и Ф. Ф. Лужина, Ф. Беневенина, И. С. Унковского совершались географические открытия в Средней Азии, Сибири и на Дальнем Востоке. Картографические занятия С. У. Ремезова, начатые на рубеже XVII-XVIII вв., были продолжены К. Кириловым, составившим сводный «Атлас Всероссийской империи». Первый том «Атласа» вышел в 1732 г. В январе 1725 г. Петром был подписан указ о первой Камчатской морской экспедиции под руководством В.И. Беринга и А. Л. Чирикова для выяснения, где Камчатка «сошлась с Америкой». Экспедиция длилась с 1725 по 1730 г. Также успешной была деятельность изобретателей. Михаил Сердюков предлагал ряд новшеств при строительстве гидротехнических сооружений; Яков Батищев создал машину для водяной обточки стволов ружей; Ефим Никонов составил проект создания подводных лодок; Иван Беляев разрабатывал своеобразные оптические инструменты. Механик Александр Нартов изобрел винторезный и токарный станки, создал оптический прицел.

Первая четверть XVIII в. ознаменовалась рядом бесценных исследований отечественной истории. Крупнейшими из них были двухтомная «Гистория Свейской войны», в создании которой участвовал сам Петр I (была издана М. М. Щербатовым уже в конце XVIII в. с названием «Журнал или поденная записка императора Петра Великого») и «Ядро российской истории», написанное секретарем русской дипломатической миссии в Швеции А. И. Манкиевым (вышла в 1770 г.). Видный дипломат Б. И. Куракин написал «Гисторию о царе Петре Алексеевиче» (была опубликована в конце XIX в.).

comments powered by HyperComments