Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальные реформы Петра

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Социальные реформы Петра
Определение 1

Социальные реформы Петра I – это реформы, направленные на закладывание основ образовательной, медицинской и научной деятельности на уровне государства.

В первую очередь социальные реформы были вспомогательным средством для военной сферы, которые после расширились и были направлены уже на гражданские нужды.

Предпосылки социальных реформ Петра

Россия во многом отставала от других стран из-за тяжких испытаний, которые выпали на ее долю, развитие страны сильно тормозили набеги татаро-монгольского ига, страна много лет была оторвана от связей с Европой. После Великого посольства Петр еще больше убеждается в том, что Россия сильно отстала в развитии от других стран. Значительная часть учебных заведений была открыта для подготовки новых войск для регулярной армии

Социальные преобразования можно разделить на несколько периодов.

  1. С 1698 по 1714 гг. – развитие книгопечатания и топографий, по инициативе Петра в Голландии начинают издавать духовно-образовательные книги, были открыты первые типографии в Петербурге, в 1714 году там же была открыта библиотека, которая после стала библиотекой Академии наук. Для того, чтобы обеспечить достаточным количеством методических указаний и рекомендаций учрежденных учебных заведений, которые открывал Петр I и нужны были типографии. В период с 1708 по 1725 гг. было издано книг гораздо больше, чем за весь предшествующий век.
  2. С 1698 по 1721 гг. – подготовка офицеров для армии и флота, открытие военных школ для солдат.
  3. 1701-1722 гг. – организация цифирных школ, где дети могли обучаться основам математики, а в некоторых и основам геометрии.

Преобразования в сфере медицины

В 1701 году начинают функционировать частные аптеки (идет борьба с внеаптечной торговлей), их освободили от налогов, а их владельцев от воинской повинности. Вскоре после появления частных аптек, был основан первый Московский госпиталь при нём вели обучение врачей и военных хирургов.

Реформа образования

Петр I стремился создать дворянское государство, а для этого необходимо было распространять образование среди дворянства, повышать их культуры, а если этого не делать дворяне не будет готовы и пригодны для поставленных Петром целей реформирования России.

Образование Петр I считал базовым социальным институтом, без полной реорганизации системы образования было бы сложно воплотить еще одну важную задачу – развитие промышленности, чтобы решить эту проблему был использован комплексный подход.

Дворянских детей начали отправлять на обучение в страны Европы, а из европейских стран в свою очередь приглашали ученых и инженеров для обучения способных молодых людей. Кроме этого Петр ввел обязательное начальное образование для дворян, которое среди них так и не получило одобрение, они всячески избегали учебы, тогда Петр пошел на крайние меры и запретил венчать неграмотных дворянских недорослей.

Развитие науки

Социальные реформы в области образования, медицины и инженерного дела потребовали создать центры систематизации и накопления полученных знаний. В 1724 году Петр I издает указ об учреждении Академии Наук и художеств, тем самым и заложил основы российской науки, для работы в Академии Наук Петр также пригласил иностранных специалистов, поэтому до 1746 года практически все академики были иностранцами.

Крестьянская реформа

В результате крестьянской реформы государство было разделено на две зоны: зона неурожайного севера и зона плодородного юга. В северной зоне крестьян часто переводили на денежный оброк и отправляли их в город или в другие области на заработки. В южной зоне в это время процветала барщина. Были увеличены повинности крестьян, поскольку у российского государства увеличились потребности в деньгах и человеческих ресурсах. Исключительно силами крестьянства возводились города, строились дороги, мосты, открывались мануфактуры, так при строительстве Петербурга было задействовано более 40 тысяч крестьян, так учитывая ежегодные наборы в рекруты, налоги, то можно сделать вывод, что жизнь крестьян была достаточно тяжелой.

Определение 2

Барщина – принудительный труд зависимых крестьян, работающих со своим личным инвентарём в хозяйственных угодьях собственника.

В 1717 году Петр распорядился выпустить книгу под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Она представляла собой перечень правил о том, как современные дворяне должны вести себя в обществе, чтобы быть успешными при царском дворе. Современный дворянин должен знать иностранные языки, уметь держаться в седле, фехтовать, танцевать, кроме этого он должен быть начитан и красноречив.

Спустя год, в 1718 году, Петр издал указ о введении «ассамблей», которые для России имели необычный характер, на таких вечерах ели и пили, играли в разные игры, вели светские беседы, при этом не было никаких церемоний – никого не встречали и не провожали. Каждый приходил и уходил, когда считал нужным, такие ассамблеи заложили традиции светских салонов и балов при дворе императора.

Произошедшие изменения в повседневной жизни и культуре начала XVIII века. Социальные реформа при Петре имели большое прогрессивное значение, но, несмотря на это еще больше разделили общество на два сословия – европеизированные «верхи» и традиционная культура «низов». Использование европейских благ и достижений культуры превратили дворянство в привилегированное сословие, а увлечение всем иностранным привело к тому, что все народное и национальное вытеснялось или презиралось.

Итоги социальных реформ

Основные итоги реформ:

  1. Введено обязательное начальное образование, это коснулось детей дворян и духовенства, но основы были заложены и после грамоте уже начали обучать и простых людей.
  2. Кроме школ были открыты военные учреждения, где обучали военному делу и основам военно-морского дела.
  3. В 1714 году был издан указ о единонаследии, две формы владения землей были соединены в одну, вся собственность могла переходить лишь одному наследнику, была введена обязательная служба для дворянского сословия.
  4. Введена новая система налогов – подушная подать, поборы, налоги, существовавшие ранее, были отменены, вместо этого введена единая подать с одной души.