Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Реформы Петра I

Определение 1

Реформы Петра I – это комплекс преобразований, проводимых Петром I в целях усовершенствования всех сфер общественной жизни – политической, экономической, военной, социальной.

Военная реформа

Замечание 1

Главными целями военной реформы было модернизация и повышение эффективности русской армии.

Фактически, в ходе этих преобразований русская армия создается заново. В ее ядре лежали вышедшие из «потешных войск» Петра Семеновский и Преображенский полки, которые представляли собой пример для армии нового типа.

Для создания армии регулярного характера вводится рекрутская повинность, которая вменяла в обязанность податным категориям населения выставлять одного новобранца от нескольких дворов на пожизненную военную службу. Эта система позволила укомплектовывать войска необходимым количеством состава так, что к концу правления Петра I сухопутные войска насчитывали 210 тыс. человек.

Главным событием стало создание военно-морского флота России, решение о постройке которого было принято в Боярской думе в 1696 г., хотя суда начали строиться еще раньше. Таким образом, был построен флот на Балтике и на Каспии.

Для подготовки офицеров создавались навигационные, артиллерийские и инженерные школы, а в 1715 г. была основана Морская академия.

Регламентация прохождения воинской службы содержалась в «Уставе воинском» (1716 г.), «Уставе морском» (1720, 1721 гг.), а новая система должностей – в Табели о рангах (1722 г.).

Результатом военной реформы стал оглушительный успех и победы русской армии на флоте и на море, а также превращение России в мощное государство и окончательное закрепление на Балтийском побережье.

Государственная реформа

Петр старался регламентировать не только армию, но и власть. Он уделял большое внимание изменениям в сфере аппарата управления. Старые органы власти не справлялись с решением новых поставленных задач, поэтому был решено провести реорганизацию на основе распространенного европейского метода управления, основанного на бюрократической модели организации государственного аппарата. Это означало построение его по функциональному методу, когда внутри государственной системы было разделение труда.

Готовые работы на аналогичную тему

Боярская Дума была ликвидирована, и вместо нее высшим государственным органом стал Сенат, созданный в 1711 году. Функциями Сената являлись:

  • руководство работой администрации;
  • законосовещательная деятельность;
  • высшая судебная власть.

Сенат подчинялся прямо царю и целиком зависел от его воли.

Старые органы управления – приказы – в 1717-1723 годах заменяются коллегиями, которых в итоге стало 10. Каждая коллегия решала определенный круг вопросов, а порядок их работы был установлен в «Генеральном регламенте» (1720 г.). Все они, кроме коллегии иностранных дел, Военной и Адмиралтейской, подчинялись Сенату.

В 1707-1710 годах страна была разделена на 6, а затем на 10 губерний. Губернии делились на провинции, а те с 1719 года на дистрикты. В их главе находились губернаторы, воеводы и земские комиссары.

Реформы коснулись и церкви, которая была подчинена государству. В 1721 году патриаршество было упразднено, а управление делами церкви передавалось Духовной коллегии, которая позже стала называться Синодом. Таким образом, церковь стала частью государственного механизма и больше не могла выступать отдельной силой.

Замечание 2

Результатом государственной реформы стало создание более стройной и рациональной системы управления, чем та, что была раньше.

Экономические реформы

Подобные преобразования стоили больших затрат, поэтому оказали мощное влияние на состояние экономики. Петр I придерживался политики меркантилизма – поддержки отечественных производителей, для чего было необходимо вмешательство государства в хозяйственное развитие. Началось активное развитие предпринимательства: за все время петровского правления появилось около 180 мануфактур (в конце XVII в. их было около 15).

В целях обеспечения роста бюджета, продажа и заготовка некоторых товаров объявлялась государственной монополией, а система подворного налогообложения была заменена на подушную.

Социальная реформа

Сословная политика была направлена на упрощение структуры общества. Например, были созданы возможности для продвижения по службе не по принципу происхождения, а по способностям. Это ликвидировало замкнутость дворянского сословия.

Также было создано отдельное сословие государственных крестьян, в котором были объединены все виды независимые от помещичьей власти крестьяне.

Городское население было разделено на «регулярных» (банкиры, купцы, врачи, мелкие торговцы и объединенные в цеха ремесленники) и «нерегулярных» (наемные рабочие) граждан согласно Регламенту Главного магистрата, созданного в 1721 году.

Реформы в сфере культуры

Масштабные преобразования были проведены и в сфере культуры, которая в петровское время приобрела светский, европейский облик.

Большое внимание уделялось образованию – наряду с военными училищами была создана Академия наук, а при ней – гимназия и университет.

В 1703 году начала издаваться первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 году открылся первый русский музей – Кунсткамера. Кроме того, снаряжались географические экспедиции.

С 1700 года в России начал действовать Юлианский календарь, по которому год стал начинаться не с 1 сентября, а с 1 января; летоисчисление же велось от Рождества Христова.

Подверглись изменениям и бытовые предметы людей – одежда, жилище. Мужчины были обязаны брить бороды. Все, и мужчины, и женщины должны были носить одежду европейского вида. В обиход вошли ассамблеи – вид светского мероприятия.

Такие преобразования носили неоднозначный характер. С одной стороны, они способствовали прогрессу России, возвышению ее положения на международной арене, развитию в различных сферах. Однако с другой стороны, методы внедрения этих преобразований, которые Петр насаживал против воли, раскололи население на два мира – те, кто принимал преобразования, и тех, кто не желал этого.

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис