Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Военная реформа Петра I

Содержание статьи
Определение 1

Военная реформа Петра – это комплекс мер, направленные на преобразование военной системы России в целях увеличения эффективности действий и численности армии. Военная реформа не была одномоментным предприятием, а велась поэтапно на протяжении 1696-1725 гг.

Начало реформы

Еще в юности Петр проявлял интерес именно к военной сфере. Он создал «потешные полки», военные подразделения, с которыми отрабатывал различные военные действия. Алексей Михайлович всячески поощрял это увлечение сына, поэтому для потешных полков был создан свой флот и небольшой укрепленный город. Позже из потешных полков вышли Преображенский и Семеновский полк.

Одним из первых крупных преобразований Петра стало создание военно-морского флота. Он возник после знаменитого постановления Боярской думы «Морским судам быть...» в 1696 г. Необходимость создания нового вида войск стала очевидна после Азовских походов 1695 и 1696 гг.

Вообще, военно-морской флот был любимым детищем Петра. Строительство судов на Балтийском море началось еще в начале Северной войны, впоследствии сформировало Балтийский флот. К концу правления Петра Балтийский флот насчитывал 85 галер, 32 линейных корабля, 16 фрегатов, 8 шняв.

В полной же мере проводить военную реформу Петр начал с началом Северной войны со Швеций (1700-1721 гг.). Недостаточная оснащенность русской армии и ее отсталость показали необходимость коренных преобразований, а проведение реформы по время войны обусловило их быстрые темпы.

Северную войну Россия начинала с союзниками, однако они быстро отпали. Шведский король Карл XII решил, что Россия не является серьезным противником, поэтому направил все усилия на борьбу с Августом II. Петр же умело использовал эту передышку для проведения реформ.

Основные мероприятия реформы

Начался процесс по созданию регулярной (то есть постоянной) русской армии, ядром который стали Преображенский и Семеновский полки. Также для армии такого типа надо было изменить принцип ее комплектования, поэтому Петр переходит к рекрутской системе, которая внедрялась в 1700-1705 гг. Эта повинность касалась всех податных категорий населения (крестьяне, посадские люди), которые были обязаны выставлять от некоторого числа дворов одного новобранца, который должен был проходить пожизненную военную службу. Духовенство было освобождено от военной службы, а зажиточные горожане и свободные люди могли откупиться от нее.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Такая рекрутская система просуществовала с некоторыми изменениями вплоть до 1874 г., когда Александр II заменил ее простой воинской повинностью. Первый же рекрутский набор дела 29 пехотных полков и 2 драгунских.

Основной организационной единицей армии стал полк с единообразной организационной структурой. Регулярная кавалерия состояла из драгунских полкой, а в основе легкой кавалерии лежали гусарские и казачьи полки.

Пехотные и кавалеристские полки объединялись в бригады, а бригады – в дивизии (до 1717 г. – генеральства).

Артиллерия была разделена по назначению:

  • полковая;
  • полевая;
  • осадная;
  • крепостная.

Кроме того, были упорядочены калибры орудий, и в состав артиллерии вошли инженерные войска.

Огромную роль в увеличении действенности армии играло и ее обучение, а также воспитание офицерского корпуса, комплектовавшегося, в основном, из дворянства. Дворяне были обязаны пожизненно и обязательно отбывать либо гражданскую, либо военную службу, причем делать это они должны были на постоянной основе, а не периодически (как раньше).

Были созданы специальные учебные заведения для подготовки офицеров – это были артиллерийские, инженерные школы. Отдельное внимание уделялось развитию флота – для обучения морских войск в 1715 году была создана Морская академия.

Кроме того, Петр усовершенствовал материальное снабжение армии и обеспечение ее отечественным оружием. Прямо во время Северной войны было открыто несколько заводов по производству оружия, в том числе и Тульский оружейный завод и Олонецкий артиллерийский завод. Для унификации формы армии были введены однотипные мундиры для пехотных и конных войск. Первые облачались в зеленые кафтаны и черные шляпы, а вторые – в синие кафтаны и черные шляпы.

Для внедрения эффективных методов военной подготовки Петр активно приглашал иностранных специалистов, которыми также значительно пополнился офицерский состав русской армии. Были открыты несколько военных школ и учебных заведений для подготовки российских специалистов:

  • навигационная;
  • артиллерийская;
  • инженерная.

В 1716 г. создается «Устав воинский», в котором определялся порядок прохождения службы, права и обязанности военнослужащих. Данный устав содержал опыт, накопленный во время Северной войны, по созданию сухопутных вооруженных формирований и организации полевой службы.

Порядок обучения моряков, внутренний распорядок флота и основы прохождения боевой службы были регламентированы в «Морском уставе», который выходил в двух частях – 1720 и 1721 годов.

В 1722 г. издается Табель о рангах, где закрепляется система чинов и званий. Этот документ повысил престиж военной службы, так как по нему давалось потомственное дворянство за выслугу первого обер-офицерского чина.

Кроме того, в 1717-1720 гг. была создана новая система управления военной системой, которая состояла из Военной коллегии и Адмиралтейств-коллегии. В полевой армии появился главнокомандующий, который имел военный совет и Генеральный полевой штаб.

Военные реформы Петра I оказали положительное воздействие на положение России во время Северной войны. Усовершенствованная армия провела ряд удачных боевых действий в Прибалтике. В 1703 г. был основан Санкт-Петербург, который изначально создавался как опорный пункт, позже стал столицей государства.

Замечание 2

В результате военных преобразований была создана мощная регулярная армия и сильный военно-морской флот. К 1725 г. численность сухопутных войск составляла 210 тыс. человек (2600 человек в гвардии, 41 560 – в коннице, 75 000 – в пехоте, 14 000 – в гарнизоне).

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис