Педагогика ненасилия – это направление гуманистической педагогики, ориентированное на реализацию воспитательного процесса в опоре на любовь, доверие и уважение к воспитанникам, исключение насильственных мер, уход от наказаний и порицаний воспитанников.
Педагогика ненасилия предполагает уход от конкретного воздействия на ребенка, от применения прямых мер воспитательного воздействия, и использование лишь, опосредованного воздействия на развитие личности ребенка.
Рисунок 1. Педагогика ненасилия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Данное направление возникает в период развития гуманистической направленности педагогической деятельности, когда насилию придается отрицательная роль в образовательной и воспитательной деятельности, подтверждается негативное воздействие насилия на полноценное, всестороннее развитие детской личности.
Целевое назначение педагогики ненасилия
Педагогика ненасилия ориентирована на воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, доброты, уважения, доверия и поддержки. Исходя из этого, целевым назначением педагогики ненасилия является уважение прав и свобод подрастающего поколения, личностных особенностей развития детей и поощрение идей свободного воспитания при проектировании образовательной деятельности.
Достижение данной цели возможно в ходе реализации следующих воспитательных задач:
- Воспитание гуманного отношения к окружающему миру: природе и обществу, а также его объектам и процессам.
- Воспитание негативного отношения к насилию, войнам, терактам, расовым конфликтам, межнациональным и религиозным розням.
- Гуманизация процессов обучения, воспитания и развития подрастающего поколения, т. е. выбор гуманных методов и средств воспитания, создание условий педагогической деятельности, отвечающих принципам гуманизации и подготовка специалистов, способных работать в соответствии с идеями построения общества в опоре на гуманные идеи и принципы.
Воспитание подрастающего поколения в духе гуманизма - ведущая идея современной педагогики. Это требует от педагогов установление продуктивного взаимодействия с воспитанниками разных уровней образования: дошкольники, школьники, студенты. Необходимо выстраивание доверительных отношений, мотивирующих добродушное восприятие учащимися образовательной деятельности.
Кроме того, необходима ненасильственная база организации жизнедеятельности обучающихся на разных возрастных этапах их развития. Это обуславливает необходимость применения в образовательном процессе специальных методов и приемов работы и наполнение содержание образовательной деятельности ненасильственными компонентами, что формирует у воспитанников желание и видение возможностей установления ненасильственного взаимодействия со всеми участниками образовательной деятельности.
Методы воспитания, применяемые педагогикой ненасилия
Педагогика ненасилия предполагает реализацию воспитательной деятельности в опоре на принципы дидактики, закономерности воспитания и развития подрастающего поколения, учет психологических параметров возрастного развития при выборе методов и средств оказания воспитательного воздействия.
Построение образовательного процесса в условиях реализации педагогики ненасилия реализуется на основании следующих условий:
- Построение положительного взаимодействия между педагогом и воспитанниками;
- Наличие педагогического такта и стиля преподавания, адекватного возрастной группе воспитанников и соблюдении принципов гуманистического развития;
- Предоставление воспитанникам права совершения самостоятельного выбора и оказание помощи в его совершении, исключая препятствие;
- Оказание помощи в развитии воспитанников, в раскрытии их творческого потенциала, исключая выполнение действий и операций в обучении за них;
- Своевременное предоставление заслуженной похвалы и награды, а также своевременное наказание в виде указа на ошибки, объяснение необходимости их устранения и возможные пути их ликвидации.
Педагогика ненасилия предполагает использование следующих методов воспитательного воздействия:
- Методы убеждений. Они ориентированы на формирование у воспитанников системы взглядов и убеждений, выработку их мировоззрения. Применение таких методов предполагает проведение бесед с воспитанниками, разъяснений правильности и неправильности их поведения и поступков, использование призывов и внушений.
- Методы упражнений. Они связаны с организацией деятельности воспитанников и стимулированием положительных мотивов ее реализации.
- Методы оценивания и самооценивания. Они связаны с развитием адекватной самооценки воспитанников и выбором оптимальных приемов оценивания поведения воспитанников, которые ориентированы на выработку навыков саморегуляции и самоконтроля поведения ребенка. В качестве таких методов применяются конструктивные замечания, рациональная критика, обоснованный контроль деятельности, разрабатываются ситуации доверия и применяются методы проблемного обучения, ориентированные на актуализацию самокритики и самоконтроля воспитанников.
Педагогика ненасилия предполагает совершение верного выбора всеми субъектами образовательной деятельности: педагогом и учащимися. Педагог делает выбор в направлении содержания обучения, его методов и форм, а также рациональных технологий реализации учебно-воспитательной работы. По сути, педагог определяет, чему учить и каким образом учить, как лучше достичь целей и задач образования. Учащиеся же, определяют, чему им необходимо обучиться, каких итогов достичь по ходу обучения, какого идеала собственного развития достичь.
Педагог выбирает рациональные способы контрольно-оценочной деятельности, проявляя педагогический такт в общении с учащимися, действуя внимательно и справедливо.