Исследовательская деятельность – это вид деятельности, основанный на решении конкретной задачи опытно-экспериментальным путем с применением методов научного исследования.
Данная деятельность формируется на стадии дошкольного обучения детей. Это актуально потому, что позволяет сформировать навыки самостоятельности и стимулировать познавательную заинтересованность детей.
Детям нравится заниматься исследованиями, постигать что-то новое. Это учит их мыслить, выражать свое мнение, выдвигать идеи и находить пути их практического воплощения. Конечно, в дошкольном возрасте исследования носят примитивный характер т.е. полноценного использования научных методов не реализуется, но их основы активно внедряются в исследовательский процесс дошкольников, закладывая у них навыки проведения опытов и экспериментов разного рода.
Основы реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности старших дошкольников
Педагогическое сопровождение – это организация педагогом взаимодействия с учащимися / воспитанниками, ориентированного на создание благоприятной образовательной среды, условий для развития субъектов взаимодействия.
Педагогическое сопровождение позволяет сформировать среду для полноценного, гармоничного развития личности дошкольника и реализации его потенциала. Сопровождение дошкольников, особенно это касается детей старшей возрастной группы, реализуется поэтапно. Оно включает в себя следующие действия:
- Диагностирование сути проблемы. Педагог выявляет проблемные аспекты деятельности старших дошкольников: понимание ими поставленной задачи, навыки самостоятельной экспериментальной деятельности, наличие необходимого оборудования, инструментов, условий ее реализации.
- Информационный поиск путей разрешения проблемы. Педагог ищет способы оказания помощи детям. Они должны стимулировать развитие самостоятельной работы дошкольников, помогать им в принятии оптимальных решений, выборе средств деятельности.
- Рассмотрение вариантов решения проблемы и выбор наиболее оптимального. Совместно с детьми педагог находит вариант реализации исследования, оптимальные условия его реализации.
- Оказание помощи и поддержке в самостоятельном исследовании детям. Помощь должна носить обязательно косвенный характер т.е. нельзя напрямую помогать детям. Это может затмить их интерес к исследованию.
Сопровождение исследовательской деятельности старших дошкольников реализуется на основании соблюдения следующих условий его реализации:
- Вариативность форм и методов проведения исследований;
- Создание интересной проблемной ситуации, побуждающей детей к проведению исследования;
- Формирование в ДОУ специального предметно-развивающего пространства, дающего возможность реализации различных опытов, проведения экспериментов;
- Организация взаимодействия с родителями воспитанников по вопросам исследований и разным направлениям их реализации. Родители помогают реализовать исследования вне ДОУ – дома, во дворе, в парке и иных местах.
Варианты исследовательской деятельности старших дошкольников
Исследовательская деятельность старших дошкольников носит ориентацию на формирование у них навыков самостоятельной деятельности, самостоятельного решения проблем, выдвижения гипотез и их проверки. При этом, вид деятельности определяется возрастными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста, развитостью их основных психических процессов, сформированными потребностями и интересами.
В старшем дошкольном возрасте проводятся следующие виды исследований, сопровождаемые педагогами, с привлечением к участию в них родителей воспитанников:
- Проведение опытов с разнообразными предметами. Предполагается изучение их характеристик, признаков, свойств. Они формируют навыки выявления причинно-следственных связей и отношений у детей, а также формируют умения применения разнородного оборудования и инструментария.
- Организация коллекционирования. Оно основано на составлении коллекции однородных объектов т.е. таких, которые имеют сходство по определенным параметрам, характеристикам. Коллекционирование учит детей рассуждать. Это реализуется в ходе поиска сходных и отличительных признаков объектов, а также формирует навыки объединения в группы по различным основаниям.
- Игры-путешествия. Они предполагают организацию путешествий по различным городам и странам, природным объектам. Путешествие можно организовать куда угодно. Дети учатся строить маршруты, исследуют опасности, с которыми они могут столкнуться, постигают основы планирования разнообразных поездок. Сопровождая игры-путешествия, педагог помогает детям в выборе оптимального транспорта, вещей, которые необходимо взять с собой в те или иные условия. Также, педагоги проводят для дошкольников экскурсии, которые являются своеобразным путешествием, погружающим ребенка в конкретную природную среду, культурное и социальное пространство.
Создание в ДОУ уголка экспериментирования
При формировании предметно-развивающей среды в старших дошкольных группах важное место отводится созданию уголка экспериментирования. Он может именоваться по-разному: зона опытов, мини-лаборатория, место исследования и др.
Формирование уголка экспериментирования ориентировано на:
- Формирование первичных естественно-научных знаний и понятий у старших дошкольников;
- Развитие навыков наблюдения;
- Формирование навыков самостоятельного проведения разной деятельности, ориентированной на познание, изучение различных объектов и процессов;
- Формирование навыков комплексного обследования объектов. Такое обследование ориентировано на всестороннее рассмотрение объектов, выделение их особенных признаков и функциональной роли.
Основными компонентами уголка экспериментирования являются разнообразные дидактические материалы, включающие книги, энциклопедии, инструкции пользования оборудованием, рекомендации по проведению различных опытов, оборудования для самостоятельного проведения опытов. Оно должно быть безопасным и простым для использования старшими дошкольниками. Также, в уголок включаются компоненты, которые мотивируют детей к проведению исследований, т.е. стимулируют к изучению свойств объектов и их особенностей. Это могут быть природные материалы, сосуды из разных материалов, красители, лабораторные инструменты и др.
Педагоги дают детям самостоятельно исследовать все объекты уголка, но косвенно руководят этим процессом, т.е. контролируют его правильное исполнение, развивая у детей основы самостоятельной деятельности.