Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология педагогического общения

Определение 1

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и детьми, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Общее представление о технологии педагогического общения

В процессе педагогического общения осуществляется передача знаний, накопленного опыта, формирование и развитие личности ребенка, поддержание интереса ребенка к учебно-воспитательному процессу.

Эффективность педагогической деятельности во многом зависит от уровня овладения педагогом технологией педагогического общения. Большинство проблем, возникающих при решении задач педагогического процесса, возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми. Несмотря на большое количество, методов и средств обучения и воспитания, основным является процесс непосредственного общения с ребенком.

Процесс воспитания и обучения будет эффективен только в том случае, если у ребенка складывается положительное взаимодействие с педагогом, а общение находит отклик у каждого ребенка группы (класса). Необходимость овладения технологий педагогического общения так же обусловлена тем, что именно она определяет отношение ребенка к педагогу и соответственно переносится на предмет обучения. Исходя из этого, перед каждым педагогом стоит задача овладеть технологий педагогического общения в полной мере.

Определение 2

Технология педагогического общения – это умение передавать информацию, понимать состояние ребенка, в процессе организации взаимоотношений с детским коллективом, искусство воздействия на ребенка в процессе общения и искусство управлять своим психологическим состоянием.

Владение технологией педагогического общения помогают педагогу правильно организовать собственное поведение в различных учебных ситуациях. В том случае, если педагог технологически не подготовлен к общению, им может быть выбрана неправильная форма и соответственно организовано неправильное педагогическое воздействие. Все это может привести к возникновению конфликтной ситуации между педагогом и детьми. Следовательно, большое значение в педагогическом общении, имеет такая технология как «приспособленность в общении».

«Технология педагогического общения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Приспособленность в общении – это умение педагога верно подобрать систему приемов общения, с целью организации структурно адекватного общения, исходя из поставленной педагогической цели и сложившейся ситуации.

Коммуникативные приспособления в процессе педагогического общения подразумевают хорошее владение педагогом коммуникативными умениями и навыками, технологиями общения. Это связано с тем, что педагогический процесс по своему течению динамичный, ситуации стремительно развиваются и сменяются, что требует от педагога незамедлительного реагирования.

Таким образом, для организации продуктивного педагогического общения необходимо овладение технологией педагогического общения. Исходя из того, что педагогический процесс подвижен, педагогу следует постоянно развивать и совершенствовать свое профессиональное мастерство в области общения и взаимодействия с детьми.

Коммуникативная задача и этапы ее решения

Понимание технологии педагогического общения осуществляется через понимание коммуникативной задачи. Объясняется это тем, что процесс педагогического общения, по своей сути, это комплекс коммуникативных задач.

Определение 3

Коммуникативная задача – это педагогическая задача, переведенная на язык коммуникации, представляет собой результат ориентировки на основную проблемную ситуацию, цель которой заключается в воздействии на партнера (партнеров) по общению.

Выделяют следующие виды коммуникативных задач:

  1. Общие задачи – планируются педагогом заранее, нацелены на предстоящую деятельность. Заключаются в повествовании и побуждении.
  2. Текущие задачи – возникают непосредственно во время педагогического взаимодействия.

Основные цели, реализуемые педагогом, в процессе решении коммуникативных задач: передача детям сообщения и побуждение их к действию.

Решение коммуникативных задач предусматривает ряд этапов:

  • ориентация в условиях педагогического общения – процесс подгонки своего собственного стиля педагогического общения к складывающейся учебной ситуации и учета особенностей детского коллектива;
  • привлечение внимания детского коллектива (ребенка) – осуществляется посредством различных приемов (вербальных, визуальных и т.п.);
  • «зондирование» душевного и психологического состояния ребенка –определяется уровень готовности детей к продуктивному общению, настрой на восприятие ими учебной и иной информации;
  • непосредственно вербальное общение – предусматривает наличие у педагога развитой вербальной памяти, владение коммуникативными навыками, языковыми методами и средствами;
  • организация обратной связи с детьми – направлена на определение уровня усвоения детьми переданной им информации.

Стадии педагогического общения и технология их реализации

Технология педагогического общения предусматривает динамичность общения, определенную логикой воспитательно-образовательного процесса. Выделяют следующую технологию организации педагогического общения:

  1. Моделирование – стадия подготовки к предстоящему общению, которое педагог планирует реализовать во время проведения занятия или урока.
  2. Непосредственное общение – начальный период реализации педагогического общения, называемой иначе «коммуникативной атакой». Предполагает осуществление общения, при котором педагог берет на себя инициативу, предоставляющую ему преимущество в управлении процессом общения.
  3. Управление общение в процессе его осуществления – суть данного этапа заключается в том, что педагог использует наиболее эффективные методы воздействия, в зависимости от характера общения и складывающейся ситуации.
  4. Анализ реализованной технологии педагогического общения – основная цель данного этапа – диагностически-коррекционные мероприятия, направленные на выявление эффективности технологии педагогического общения и при необходимости ее корректировка.
Дата последнего обновления статьи: 22.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot