Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое общение родителей

Технология педагогического общения родителей и педагога

Замечание 1

Педагогическое общение, реализуемое между родителями и иными участниками воспитательно-образовательного процесса – это профессиональное общение, организованное педагогом, направленное на установление контакта с родителями, повышение эффективности процесса воспитания и обучения детей, а также решение разнообразных проблемных ситуация, возникающих во время педагогического процесса.

Эффективность педагогического общения с родителями детей во многом зависит от владения педагогом технологией общения, подразумевающей у него наличие и развитость следующих компонентов:

  • психолого-педагогической подготовленности;
  • коммуникативной культуры педагога;
  • личностной психологической готовностью.

Негативными факторами, препятствующим налаживанию контакту с родителями является ряд причин:

  • излишняя требовательность педагога к родителям
  • внушение педагогом отрицательного образа ребенка
  • неуверенность со стороны педагога в своей правоте
  • неумение и нежелание педагога принять точку зрения родителя.

Указанные факторы приводят к возникновению сложных, а порой и конфликтных, ситуаций между родителями и педагогом. Чтобы предотвратить возникновение конфликтных ситуаций с родителями, каждый педагог должен владеть приемами и способами эффективного общения с родителями.

Выделяют два вида педагогического общения педагога с родителями:

  1. Фронтальное (групповое) педагогическое общение – реализуется в рамках специально организованного мероприятия со всеми родителями группы (класса, коллектива и т.д.). Чаще всего данный вид общения направлен на решение информационных, коммуникативных и познавательных задач, касающихся всего детского коллектива.
  2. Дифференцированное педагогическое общение – предусматривает как спонтанное, так и специально организованное общение педагога с отдельным родителем или небольшой группой родителей. В рамках такого общения проводятся консультации, решаются текущие проблемы и т.д.
«Педагогическое общение родителей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Таким образом, технология педагогического общения родителей и педагога подразумевает наличие у него ряда составляющих, в случае отсутствия одной из них общение педагога с родителями становится малоэффективным, либо его совсем невозможно наладить.

Стили педагогического общения родителей и педагога

Выделяют ряд стилей педагогического общения педагога с родителями:

  1. Совместное творчество – подразумевает деятельностно-диалоговую схему общения между педагогом и родителями, когда общие задачи достигаются совместными усилиями.
  2. Авторитарный стиль. Согласно данному стилю педагог все решения принимает единолично, родителям он отдает указания и приказы. По мнению педагога, всего указания подлежат немедленному и неоспоримому исполнению. Все решения, принятые педагогом до родителей доводятся в виде директив, поэтому его еще принято называть директивным стилем педагогического общения.
  3. Попустительский стиль – характеризуется безразличием педагога к проблемам класса (группы), слабая активность, решение проблем осуществляется формально. Довольно часто при данном стиле общения педагог подвергается влиянию кого-то из родителей и уже в дальнейшем полностью соглашается с его мнением, перекладывает на родителя вопрос решения проблем и т.д., сам при этом выполняет свои обязанности формально.
  4. Стиль – дистанция. Данный стиль подразумевает обязательное наличие дистанции между педагогом и родителями. Это является обязательным условием организации эффективного педагогического общения, потому как без дистанции отношение между педагогом и родителями могут дойти до панибратско-снисходительных. Дистанция необходима, чтобы показать ведущую роль педагога. Важно правильно выбрать диапазон дистанции, чтобы не отдалиться от родителей вовсе.
  5. Стиль – устрашение. Данный стиль искусственно ставит собеседника в зависимое положение и вызывает негативное отношение к противоположной стороне. Педагог устанавливает жесткие регламентированные рамки общения, возводя между собой и родителями невидимый барьер отчуждения.
  6. Стиль – заигрывание. Данный стиль характеризуется тем, что педагог стремиться угодить сразу всем родителям, пытается завоевать у них уважение. Такое поведение противоречит требованиям педагогической этики. Стиль-заигрывание часто используют молодые педагоги, стремясь установить контакт с родителями, понравится им. Такое поведение вызвано тем, что молодой педагог слабо владеет технологией педагогического общения и у него не достаточно развиты коммуникативные навыки, нет достаточного опыта профессиональной деятельности.
  7. Менторский стиль – проявляется в том случае, когда один из участников педагогического общения считает себя более опытным (в решении конфликта или педагогической задачи), тем самым принимая на себя роль наставника. Собеседник, принявший на себя такую роль, общается назидательно-покровительственным тоном. Причем он проявляется не только в речи, но и во внешнем виде.

Правила организации педагогического общения родителей и педагога

Эффективность педагогического общения родителей и педагога зависит от соблюдения ряда правил:

  • В основе работы педагога с родителями должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости.
  • Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
  • Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  • Жизнеутверждающий настрой в решении педагогических проблем, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.
  • Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Дата последнего обновления статьи: 25.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot