Организация и содержание наблюдений в ДОУ
Педагогическое наблюдение в детском саду – это один из методов, используемых воспитателями и специалистами ДОУ с целью сбора необходимой информации о воспитанниках.
Целью педагогического наблюдения в ДОУ является сбор информации по сенсорному, коммуникативному, интеллектуальному, творческому и т.д. развитию детей дошкольного возраста.
В процессе педагогического наблюдения воспитателями и специалистами ДОУ не просто осуществляется сбор необходимой информации, но и отмечается общая динамика развития детей. Это необходимо для того, чтобы своевременно корректировать воспитательно-образовательный процесс, осуществлять подбор наиболее оптимальных методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Значимость педагогического наблюдения в ДОУ неоценима, так как данный метод позволяет охватить исследованием достаточное большое количество воспитанников, проводить исследование в любое удобное время, помогает «увидеть» исследователю ребенка в его естественной среде. В процессе наблюдения воспитатель отмечает особенности взаимодействия воспитанников между собой, определить наличие микрогрупп по интересам, выявить наклонности и творческие потребности детей, и многое другое.
Успешность педагогического наблюдения в ДОУ во многом зависит от качества его организации воспитателя, а также от его профессионализма и умения организовывать данный вид исследования. Полученные выводы и их точность зависит от адекватности оценки поведения и уровня развития ребенка. В том случае, если педагог «накладывает» на полученные данные свое личностное отношение к ребенку, то полученные в ходе исследования информация не будет достоверной и точной.
Таким образом, педагогическое наблюдение в ДОУ имеет большое значение для сбора информации об уровне развития детей дошкольной возраста, особенностях их взаимодействия друг с другом и выявления их ведущих творческих потребностей и наклонностей.
Структура педагогического наблюдения
Организация педагогического наблюдения ДОУ, предполагает соблюдение следующей структуры:
Постановка цели наблюдения.
Педагогическое наблюдение должно иметь четкую цель, направленную на исследование определенной области детской деятельности или стороны личностного развития ребенка. На основании поставленной цели, воспитатель формулирует задачи, постепенное решение которых «приведет» к достижению цели.
Выбор ситуации, в которой будет происходить процесс педагогического наблюдения.
Выбор ситуации зависит от поставленной цели наблюдения. В том случае, если воспитатель исследует взаимодействие между воспитанниками, то в качестве ситуаций для наблюдения подойдут совместные игры детей, прогулка на участке, время свободной деятельности и т.п. Если целью наблюдения является уровень развития ребенка, то целесообразнее наблюдать за ним в процессе НОД. Однако вне зависимости от поставленной цели, для того, чтобы получить максимально точную и полную картину, необходимо осуществлять педагогическое наблюдение за детьми во всех видах деятельности и фиксировать полученные факты.
Составление Программы педагогического наблюдения.
Для того, чтобы собранная, в процессе педагогического наблюдения, информация была точной и полной, исследование необходимо проводить планомерно и систематически. С этой целью воспитателем разрабатывается Программа, которая включает в себя цель, задачи, инструменты наблюдения, методы фиксации и обработки данных. Побор метода фиксации и последующей обработки полученной информации и данных зависит от поставленной цели и характера педагогического наблюдения. Кроме того, в Программе указывается время проведения педагогического исследования.
Непосредственное осуществление педагогического наблюдения.
В этот период воспитатель проводит наблюдение за воспитанниками, фиксирует получаемую информацию.
Обработка и интерпретация результатов педагогического наблюдения.
Все полученные результаты обрабатываются и представляются в наглядном виде (диаграммы, таблицы, графики и т.д.). На основании наглядных данных воспитатель формулирует выводы и заносит их карту (дневник) наблюдения. Полученные данные сравниваются с данными, которые были получены ранее, так же делаются соответствующие выводы, на основании которых воспитатель может увидеть динамику развития ребенка. В том случае, если динамика незначительна или вовсе отсутствует, то перед воспитатель встает вопрос об эффективности организуемого им воспитательно-образовательного процесса.
Задачи педагогического наблюдения в ДОУ
При организации педагогического наблюдения большое значение имеет правильная постановка задач исследования. Это связано с тем, что именно от их решения зависит успешность достижения поставленной цели.
Основными задачами педагогического исследования в ДОУ являются:
- Определение уровня развития ребенка, соответствие данного уровня с возрастом ребенка, анализ динамики.
- Определение общего уровня знаний и динамика их изменений.
- Определение межличностного взаимодействия между воспитанниками, установление наличия микрогрупп по интересам.
- Определение в группе «принятых» и «отверженных» детей, установление причин того, почему некоторых детей не принимают в совместные игры и деятельность.
- Определение успешности организуемого педагогического процесса, установление направлений по его корректировке и его совершенствованию.
- Определение направленности интересов детей, с целью удовлетворения их творческих наклонностей, посредством наполнения групповой среды.
- Определение эффективности развивающей среды группы, установление недостающих зон, материалов и инструментов.
Таким образом, педагогическое наблюдение, может быть организовано воспитателем ДОУ с разными целями. Важно определить актуальность и проблемность организуемого наблюдения, его значимость и необходимость именно в данный период и для конкретного возрастного периода.