Условия обследования слуха дошкольников
Педагогическое исследование слуха – это способ определения степени развития слухового восприятия у ребенка путем фиксации его реакций на различные звуковые сигналы.
Педагогическая диагностика слуха помогает в понимании того, насколько поведение ребенка, его реагирование на звуки отвечает конкретному возрастному этапу его развития, а также выявить те звуковые сигналы, уровень звуковой и шумов, тональность и интенсивность звука, доступного для восприятия дошкольником.
Реагирование ребенка на звуки может иметь какие-то специфические черты. Поэтому, требуется проведение детального исследования, с применением педагогических методов и аудиологических средств.
Чтобы педагогическое исследование слуха ребенка было продуктивным, требуется соблюдение следующих условий:
- Проведение диагностики в помещении большой площади.
- Ребенок должен чувствовать себя уверенно и комфортно в ходе исследования.
- Педагогу требуется установить эмоциональную связь с ребенком, чтобы добиться его расположения и доверия, дать ему возможность расслабиться.
- Отсутствие посторонних шумов в помещении, где проводится исследование, а также внешнего шума, мешающего адекватному восприятию звуков.
- Предварительно оценивается уровень общего и интеллектуального развития дошкольника, поскольку он может влиять на уровень слухового развития и наличия особенностей слухового восприятия.
- В ходе исследования применяются яркие настольные игры и игрушки, не имеющие звукового сопровождения.
- Использование музыкальных игрушек, с разным уровнем звуков, разной динамикой, ритмом звукового сигнала.
- Педагогу требуется помощник, который будет подавать звуковые сигналы или регистрировать восприятие ребенком звука и интенсивность его реакции.
- Звуковые сигналы должны подаваться через определенные временные интервалы. Их соблюдение дает полноценную картину звукового восприятия дошкольника.
Педагогическое исследование слуха дошкольников и его особенности зависят от возрастной группы детей, уровня развития их речи и иных особенностей развития.
Методы педагогического исследования слуха дошкольников
Все методы, используемые для исследования слуха дошкольников можно подразделить на следующие группы:
Объективные методы исследования. Они основаны на определении реакции ребенка на тот или иной звук. Это позволяет оценить звуковую чувствительность слуха, путем оценки чувствительности дошкольника к звуковым сигналам разной интенсивности и частоты. Для оценки используется дополнительное оборудование: музыкальные игрушки, музыкальная аппаратура.
Метод исследования слуха речью. Он является наиболее распространенным и доступным для использования. Основывается на произношении педагогом каких-то слов и фраз шепотом и громко. Доступность использования метода обуславливается тем, что он не требует использования специального оборудования, каких-то инструментов и средств. Педагог произносит речь на разном расстоянии от дошкольника и в разной тональности: начиная с шепота и, переходя на громкий голос. Если дошкольник воспринимает речь, произнесенную шепотом на расстоянии шести-семи метров, то можно говорить о хорошо развитом, стопроцентном слухе. При восприятии речи с расстояния менее одного метра, можно утверждать, о значительном снижении слуха. Такой простой метод дает объективную характеристику слухового развития дошкольника. Для оценки слуха ребенка, необходимо фиксировать только расстояние, с которого он воспринимает звуки разной интенсивности.
Рисунок 1. Речевой метод обследования слуха. Автор24 — интернет-биржа студенческих работСубъективные методы. Они основаны на определении слуховых реакций т.е. поведения, вызванного тем или иным звуком. К таким методам относится фиксация условно-рефлекторных реакций, фиксация безусловных реакций дошкольника на тот или иной звук, определение остроты слуха, чувствительности к разной звуковой тональности, восприятие звуков разной частоты путем использования игровых приемов.
Использование камертона. Данный прибор позволяет дать количественную оценку слухового восприятия дошкольника. Прибор подносится к разным частям уха, засекается время, в течение которого дошкольник слышит звук в данной части уха, а также определяется место, в котором звук воспринимается более громко и четко. Если поставить камертон на темя, то можно определить кондуктивное и сенсоневральное нарушение слухового восприятия. При первом нарушении, звук будет лучше восприниматься тем ухом, которое слышит хуже, а при втором – наоборот.
Методы педагогического исследования слуха дошкольника выбираются, исходя из уровня его речевого развития. В этой связи, все методы можно подразделить на:
Методы исследования слуха говорящих дошкольников. В основе этого метода лежит использование групп слов разных частот. Дошкольнику предлагается три списка слов. Каждый список состоит из десяти слов, пять из которых характеризуются высокой звуковой частотой, а пять – низкой. Итоги обследования записываются в виде расстояния, на котором ребенок воспринимает тот или иной звук. Это позволяет выявить уровень развития слуха и степень его потери, а также, определить коррекционные направления работы. Иногда, в зависимости от уровня развития дошкольника, его коммуникативных навыков, степени контактирования, выбираются наглядные методы исследования, т.е. ребенок показывает на картинку, на которой изображено, произнесенное слово.
Рисунок 2. Рекомендации по обследованию слуха у дошкольников. Автор24 — интернет-биржа студенческих работМетоды исследования слуха у неговорящих дошкольников. Они основываются на активизации условных рефлексов дошкольника и выполнением определенных движений, свидетельствующих о восприятии звука. Ребенку дается определенный звук. Он включается на расстоянии полуметра от него. Затем звук постепенно отдаляется и завершается на том расстоянии, на котором дошкольник уже не реагирует на него. Чтобы использовать этот метод, требуется провести работу по отработке условного рефлекса. Речь в данном исследовании не используется, только звуки и речевые единицы.