Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Определение 1

Сенсорное развитие дошкольника — это развитие детского восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, включая их форму, цвет, величину, положение в пространстве, а также запах и вкус. Знакомство с данными свойствами представляет собой основное содержание сенсорного воспитания.

Особенности сенсорного развития

Сенсорное развитие ребенка заключается в формировании его восприятия и представлений о внешних аспектах предметов. Роль этого типа развития в раннем и дошкольном возрасте невозможно переоценить. Именно это время наиболее благоприятно для совершенствования работы органов чувств и процесса накопления представлений об окружающем мире.

Готовность детей к обучению в школе существенно зависит от их сенсорного развития. Исследования, которые осуществили детские психологи, показывают, что значительная часть проблем в ходе начального обучения (особенно в первом классе) связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Статья: Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В науке выделяются 5 сенсорных систем, благодаря которым люди могут познавать мир:

В процессе развития сенсорных способностей большое значение имеет освоение сенсорных эталонов, которые представляют собой общепринятые образцы и свойства предметов. Так, примерами могут выступать семь цветов радуги и их оттенки, геометрические фигуры, метрическая система мер и др.

С одной стороны, сенсорное развитие становится фундаментом общего умственного развития ребенка. С другой стороны, оно обладает самостоятельным значением, поскольку полноценное восприятие требуется для эффективного обучения ребенка в детском саду, школе и в прочих видах трудовой деятельности.

В детском саду дети обучаются рисованию, лепке, конструированию. Они начинают знакомство с природными явлениями, осваивают основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями в различных сферах предполагает постоянное внимание к внешним и внутренним свойствам предметов. Например, для получения в рисунке сходства с изображаемым предметом, воспитаннику необходимо достаточно точно улавливать форму, цвет, материал. Для конструирования нужно тщательное исследование формы предмета (образец, его структура и строение).

«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Аспекты сенсорного развития младшего дошкольника

Ребенок на разных возрастных этапах оказывается наиболее чувствительным к тем или иным определенным воздействиям. По этой причине каждая возрастная ступень может стать благоприятной для последующего нервно-психического развития и разностороннего воспитания дошкольника. Чем меньше дети, тем большую роль в их жизни играет чувственный опыт.

В отечественном психологическом словаре возрастную сензитивность определяют в качестве оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов, присущее определенному возрастному периоду. Преждевременное или запаздывающее обучение в отношении периода возрастной сензитивности способно оказываться недостаточно эффективным. Это может неблагоприятным образом отразиться на развитии психики.

Большинство исследователей пришло к единому мнению о том, что именно ранний и дошкольный возраст являются наиболее благоприятными для совершенствования работы органов чувств. В это время человек начинает накапливать представления об окружающем мире, поэтому сенсорное воспитание стало одним из основных аспектов дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание заключается в последовательном планомерном ознакомлении ребенка с сенсорной культурой человечества. Оно представлено целенаправленным педагогическим воздействием, которое обеспечивает развитие и формирование чувственного опыта, а также совершенствование ощущений и восприятия.

Для младшего дошкольного возраста характерен качественный скачок в психическом развитии. К началу этой стадии у ребенка уже сформированы следующие познавательные процессы:

Осуществляя действия с предметами, ребенок накопил опыт, словарный запас и начинает понимать речь, обращенную к нему. С помощью данных достижений младшие дошкольники активно осваивают окружающий мир, а в процессе данного освоения проходит свое развитие восприятие.

Восприятие младшего дошкольника обладает предметным характером, поскольку совокупность свойств предмета (величина, цвет, форма, вкус) ребенок не отделяет от предмета. Он видит их слитно с предметом и считает нераздельно принадлежащими предмету.

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте

Сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте представляет собой совершенствование ощущения, восприятия, наглядного представления. На этой стадии у дошкольника снижаются пороги ощущений, растет острота зрения и точность различения цвета. У него формируется фонематический и звуковысотный слух, существенно растет точность оценок веса предметов.

Возникновение восприятия признаков объекта происходит в ходе выполнения предметной деятельности. У младших дошкольников обследование предметов подчинено в основном игровой цели. На протяжении дошкольного периода игровое манипулирование заменяется на собственно обследовательские действия с предметами с предметом, начиная превращаться в целенаправленное опробование с целью уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Л. А. Венгер считал, что в дошкольном возрасте практические действия с материальными объектами как бы «расщепляются». В них можно выделить ориентировочную и исполнительскую части. Первая из них предполагает, что обследование производится во внешней развернутой форме, выполняя при этом новую функцию (определение свойств предметов и предвосхищение дальнейших исполнительских действий).

Постепенно ориентировочные действия становятся самостоятельными и начинают выполняться в умственном плане. У младших дошкольников изменяется характер ориентировочно-исследовательской деятельности, когда они от внешних практических манипуляций с предметами переходят к знакомству с предметами на основании зрения и осязания.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot