Педагогическая коммуникация: понятие и целевое назначение
Педагогическая коммуникация – это организация педагогического процесса в форме общения, взаимодействия и сотрудничества, путем оперирования информационными ресурсами, использования личностного смыла и ценностных ориентаций.
Педагогическая коммуникация предполагает построение системы взаимоотношений между учащимся и педагогом на основе диалогового взаимодействия т.е. в основе общения педагога и учащегося лежит диалог с применением разнообразных способов передачи информации.
Педагогическая коммуникация не является стихийным развитием отношений. Она представляет собой целенаправленный процесс построения системы взаимодействия с учащимися, ориентированный на создание положительной атмосферы и эмоционального контакта между сторонами общения.
Поскольку, педагогическая коммуникация является целенаправленным процессом, то она имеет конкретную цель своего существования т.е. создание коммуникации опирается на какие-то результаты, которых необходимо достичь в перспективе построения взаимоотношений между субъектами педагогического процесса.
Цели коммуникации всегда различны. Они определяются возрастным этапом развития учащихся, уровнем интеллектуального и психического развития учащихся, их потребностями и стремлениями, склонностями, требованиями общества и его запросами к образовательной системе на текущем этапе ее функционирования.
К основным целям педагогической коммуникации относят следующие:
- Информационная цель – обмен информационными данными между субъектами образовательной деятельности, мнениями, точками зрения, убеждениями и взглядами на ту или иную проблему, задачу.
- Коммуникативная цель – построение системы контактов между педагогом и учащимися на основе непрерывной взаимоориентированности, с целью оперирования информационными данными.
- Побудительная цель – коммуникация порождает стремление к проявлению активности партера по диалогу в конкретном направлении деятельности.
- Эмотивная цель – обмен эмоциональными переживаниями, а также воздействие на партнера и его преобразование посредством его чувств и эмоций.
- Организационная цель – ориентация на реализацию единого направления деятельности, действий, для достижения какого-то значимого результата.
- Развитие взаимопонимания – адекватное восприятие информации, исходящей от собеседника, понимание ее смысла и значения, а также понимание партнера, его личности и направлений деятельности, взглядов и идей, установок и ориентиров.
- Установочная цель – определение своего местоположения и роли в различных социальных связях и взаимоотношениях.
- Воздействующая цель – оказание воздействия на личностное развитие партнера по общению, путем изменения его мнения, взглядов, ценностных ориентиров, представлений, поведенческих реакций, потребностей.
Субъектами педагогической коммуникации выступают педагог и учащиеся или воспитатель и воспитанники, а ее объектом выступает система общения и педагогического взаимодействия, которая сложилась между ними.
Педагогическая коммуникация занимается исследованием закономерностей процессов общения и взаимодействия в учебно-воспитательной сфере. Также, она исследует и разрабатывает пути совершенствования этого общения, использования новых методов и технологий построения коммуникативного педагогического взаимодействия.
Рисунок 1. Педагогическая коммуникация. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Особенности педагогической коммуникации
Педагогическая коммуникация выступает, как одна из отраслей педагогической науки. В этой связи, она занимается исследовательской деятельностью и имеет свою методологию. Это определяет специфику педагогической коммуникации, выступающей, с одной стороны научной отраслью, а с другой способом организации общения.
К особенностям педагогической коммуникации относятся следующие:
- В основе ее построения лежит личностное развитие, саморазвитие, самореализация и самоутверждение субъектов коммуникации.
- Общение в педагогическом процессе основывается на принципах культуросообразности т.е. общение и его методы построения, итоги реализации зависят от конкретного этапа социального развития и состояния культуры страны/региона/области/края.
- Взаимодействие в педагогическом процессе базируется на этических началах т.е. этические нормы общения должны быть соблюдены.
- Процессы педагогического взаимодействия являются неоднозначными, поскольку подвержены влиянию разнообразных факторов.
- Коммуникация и общения являются процессами, а соответственно имеют определенную организацию, содержание, методы построения.
- Формирование педагогической коммуникации начинается с определение модальности партнера по общению. Модальность ориентирована на установление контакта с партнером, посредством мимики, жестикуляции, интонации, прикосновения, запаха, эмоционального притяжения.
Функции педагогической коммуникации
Педагогическая коммуникация выполняет следующие основные функции:
- Социальной детерминации – возможность определять по поведению личности, особенностям ее деятельности, к какому классу, нации, социальной группе она относится;
- Информационная функция – оперирование информационными ресурсами и данными. В ходе общения происходит передача информации, ее прием, обмен сведениями, мнениями;
- Познавательная функция – ориентация на понимание устройства окружающего мира и социальной сферы, собственной личности и личности другого человека. У учащегося развивается интерес к самопознанию, изучению своей личности и ее особенностей, изучению своего собеседника, его ориентаций и мотивов деятельности. Так развивается умение слушать и слышать собеседника, оказывать ему поддержку, сопереживать, находить объяснение его поступкам;
- Экспрессивная функция – обеспечение выразительного, яркого, эмоционального общения. она позволяет передавать знания в более интересной и увлекательной форме;
- Управляющая функция – организация эффективного воздействия педагога на личность учащегося, побуждение его к действию. Педагог должен быть ответственным, серьезно подходить к делу, уметь предотвращать и конструктивно разрешать конфликты, убеждать и направлять деятельность учащихся.