Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая система Коменского

Определение 1

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития личности

Источники формирования мировоззрения Я. А. Коменского

В основе мировоззрений Я. А. Коменского лежат взгляды античных философов Ф. Бэкона и Ф. Рабле. Опираясь на их мысли и разработки, Я.А. Коменский сформулировал основные педагогические идеи, касающиеся системы всеобщего обучения, дисциплины, разработал классно-урочную систему и дидактические принципы.

Фундаментальные педагогические идеи Коменского заключались в следующем:

  1. Процесс воспитания должен быть целенаправленным и организованным, осуществляться в школе.
  2. Необходимо использовать общешкольный план для организации эффективного педагогического процесса.
  3. Обучение стоит начинать с 6-ти лет.
  4. Классно-урочная организация учебных занятий.
  5. Осуществлять ежедневную проверку знаний, полученных на предыдущих занятиях.
  6. Запрет на пропуск уроков.
  7. Использование специально разработанных для каждого класса и каждого учебного предмета учебников.

Кроме того, в своем труде «Великая дидактика», Я.А. Коменский выделил и описал принципы обучения, которые и в настоящее время являются актуальными и востребованными.

Дидактические принципы Я. А. Коменского:

Я. А. Коменский рассматривал вопросы воспитания и обучения в единстве. Дидактика трактовалась им как теория обучения и образования, и как теория воспитания.

По мнению Коменского, каждый ребенок, подросток и молодой человек должны получить необходимое универсальное образование.

Основным методом обучения в педагогической системе Я.А. Коменского являются естественность и порядок. Исходя из этого, вытекают требования к обучению:

«Обучение необходимо начинать как можно раньше, при этом весь учебный материал должен соответствовать возрасту, возможностям и потребностям ребенка».

Таким образом, в основе педагогической системы Я.А. Коменского заложены разработанные им дидактические принципы, классно-урочная система и единство воспитания и обучения.

«Педагогическая система Коменского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Классно-урочная система Я. А. Коменского

Классно-урочная система Я.А. Коменским была разработана с целью, сделать образование доступным как можно большему количеству детей. Предложенная система быстро завоевала расположение и заменила собой используемую ранее индивидуальную систему обучения.

Разработанная Я.А. Коменским единая школьная система включает в себя:

  1. Материнская школа – воспитанием ребенка занимается мать и другие члены семьи. Такое воспитание является актуальным до 6-ти летнего возраста.
  2. Школа родного языка – обучение детей в возрасте от 6-ти до 12-ти лет. Детей обучают арифметике, родному языку, элементарной геометрии, географии, природоведению, священному писанию, знакомят с важнейшими ремеслами.
  3. Гимназия или латинская школа – обучение детей с 12-ти до 18-ти лет. Таки школы располагались в основном в крупных городах. В учебный план гимназии входили традиционные «семь искусств», естествознание, история и география.
  4. Академии – высшая школа, которую посещали учащиеся в возрасте от 18-ти до 24-х лет. Позднее система обучения в Академии была расширена и описана в трудах иных ученых, которые добавили к ней «Школы зрелого возраста и старости».

В рамках классно-урочной системы обучения Я. А. Коменским было изменено содержание учебных дисциплин, введено больше практических потребностей, что подняло их до уровня современной науки.

В педагогических трудах Я.А. Коменского, помимо разработок образовательной системы, имеются высказывании о роли учителя, его педагогическом мастерстве и личностных качества. Каждый учитель должен не просто обладать рядом знаний и умений, но и любить свое дело, стремиться побуждать учащихся мыслить самостоятельно, готовить из них деятельностных людей, способных заботиться о себе и всеобщем благе.

Замечание 1

Таким образом, классно-урочная система Я. А. Коменского оказала значительное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие дидактические положения Коменского входят в современную теорию обучения, являются актуальными и востребованными.

Дидактические взгляды Я. А. Коменского

В основе дидактических взглядов Я. А. Коменского положена сенсуалистическая философия, рассматривающая познание и обучение как жизненный опыт, имеющий теоретическое обоснование. Для его эффективности Коменский предлагал активно использовать наглядности. Наглядность применялась и ранее, но обоснованность ее применения впервые была описана Коменским.

Под наглядностью Я. А. Коменский понимал не только зрительные наглядности, но и иные, которые могут восприниматься другими органами чувств – слух, обоняние, осязание и т.д. На основании этого Я.А. Коменским было выделено «золотое правило» дидактики:

«Все что можно, увидеть, потрогать, услышать, почувствовать и т.д., всё это необходимо представить учащимся наглядно, в естественном виде или в виде искусственно созданного макета, иллюстрации и т.п.».

Большая заслуга Я.А. Коменского и в разработке дидактических принципов. Данные принципы являются обобщение и углублением тех педагогических знаний и опыта, которые были накоплены до него.

Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.

Так, Я. А. Коменский считал, что:

«Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком».

Задача педагога донести до каждого учащегося значимость получаемых им знаний, осознание той пользы, которую они принесут ему в дальнейшей жизни.

Дата последнего обновления статьи: 16.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot