Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития личности
Источники формирования мировоззрения Я. А. Коменского
В основе мировоззрений Я. А. Коменского лежат взгляды античных философов Ф. Бэкона и Ф. Рабле. Опираясь на их мысли и разработки, Я.А. Коменский сформулировал основные педагогические идеи, касающиеся системы всеобщего обучения, дисциплины, разработал классно-урочную систему и дидактические принципы.
Фундаментальные педагогические идеи Коменского заключались в следующем:
- Процесс воспитания должен быть целенаправленным и организованным, осуществляться в школе.
- Необходимо использовать общешкольный план для организации эффективного педагогического процесса.
- Обучение стоит начинать с 6-ти лет.
- Классно-урочная организация учебных занятий.
- Осуществлять ежедневную проверку знаний, полученных на предыдущих занятиях.
- Запрет на пропуск уроков.
- Использование специально разработанных для каждого класса и каждого учебного предмета учебников.
Кроме того, в своем труде «Великая дидактика», Я.А. Коменский выделил и описал принципы обучения, которые и в настоящее время являются актуальными и востребованными.
Дидактические принципы Я. А. Коменского:
- принцип природосообразности;
- принцип наглядности;
- принцип последовательности;
- принцип сознательности;
- принцип посильности;
- принцип прочности;
- принцип систематичности.
Я. А. Коменский рассматривал вопросы воспитания и обучения в единстве. Дидактика трактовалась им как теория обучения и образования, и как теория воспитания.
По мнению Коменского, каждый ребенок, подросток и молодой человек должны получить необходимое универсальное образование.
Основным методом обучения в педагогической системе Я.А. Коменского являются естественность и порядок. Исходя из этого, вытекают требования к обучению:
«Обучение необходимо начинать как можно раньше, при этом весь учебный материал должен соответствовать возрасту, возможностям и потребностям ребенка».
Таким образом, в основе педагогической системы Я.А. Коменского заложены разработанные им дидактические принципы, классно-урочная система и единство воспитания и обучения.
Классно-урочная система Я. А. Коменского
Классно-урочная система Я.А. Коменским была разработана с целью, сделать образование доступным как можно большему количеству детей. Предложенная система быстро завоевала расположение и заменила собой используемую ранее индивидуальную систему обучения.
Разработанная Я.А. Коменским единая школьная система включает в себя:
- Материнская школа – воспитанием ребенка занимается мать и другие члены семьи. Такое воспитание является актуальным до 6-ти летнего возраста.
- Школа родного языка – обучение детей в возрасте от 6-ти до 12-ти лет. Детей обучают арифметике, родному языку, элементарной геометрии, географии, природоведению, священному писанию, знакомят с важнейшими ремеслами.
- Гимназия или латинская школа – обучение детей с 12-ти до 18-ти лет. Таки школы располагались в основном в крупных городах. В учебный план гимназии входили традиционные «семь искусств», естествознание, история и география.
- Академии – высшая школа, которую посещали учащиеся в возрасте от 18-ти до 24-х лет. Позднее система обучения в Академии была расширена и описана в трудах иных ученых, которые добавили к ней «Школы зрелого возраста и старости».
В рамках классно-урочной системы обучения Я. А. Коменским было изменено содержание учебных дисциплин, введено больше практических потребностей, что подняло их до уровня современной науки.
В педагогических трудах Я.А. Коменского, помимо разработок образовательной системы, имеются высказывании о роли учителя, его педагогическом мастерстве и личностных качества. Каждый учитель должен не просто обладать рядом знаний и умений, но и любить свое дело, стремиться побуждать учащихся мыслить самостоятельно, готовить из них деятельностных людей, способных заботиться о себе и всеобщем благе.
Таким образом, классно-урочная система Я. А. Коменского оказала значительное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие дидактические положения Коменского входят в современную теорию обучения, являются актуальными и востребованными.
Дидактические взгляды Я. А. Коменского
В основе дидактических взглядов Я. А. Коменского положена сенсуалистическая философия, рассматривающая познание и обучение как жизненный опыт, имеющий теоретическое обоснование. Для его эффективности Коменский предлагал активно использовать наглядности. Наглядность применялась и ранее, но обоснованность ее применения впервые была описана Коменским.
Под наглядностью Я. А. Коменский понимал не только зрительные наглядности, но и иные, которые могут восприниматься другими органами чувств – слух, обоняние, осязание и т.д. На основании этого Я.А. Коменским было выделено «золотое правило» дидактики:
«Все что можно, увидеть, потрогать, услышать, почувствовать и т.д., всё это необходимо представить учащимся наглядно, в естественном виде или в виде искусственно созданного макета, иллюстрации и т.п.».
Большая заслуга Я.А. Коменского и в разработке дидактических принципов. Данные принципы являются обобщение и углублением тех педагогических знаний и опыта, которые были накоплены до него.
Бессмысленной, механической зубрежке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения.
Так, Я. А. Коменский считал, что:
«Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком».
Задача педагога донести до каждого учащегося значимость получаемых им знаний, осознание той пользы, которую они принесут ему в дальнейшей жизни.