Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Вопросы развития речи и обучения родному языку детей в педагогической системе Я.А. Коменского

Рассмотрение основ изучения родного языка в трудах Я. А. Коменского

Замечание 1

Я. А. Коменский – основоположник научного педагогического знания. Именно, благодаря его трудам, педагогика приобрела статус науки и продолжила свое дальнейшее научное развитие.

Коменским было проведено большое количество исследований по различным вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения. В частности, вопросам обучения родному языку было уделено большое внимание. Проблемы изучения родного языка рассматриваются в трудах «Великая дидактика», «Материнская школа».

По мнению Коменского, вопрос обучения родному языку должен занимать первостепенную позицию в образовательной деятельности. В труде «Материнская школа» Коменский уделяет целую главу вопросам развития речи ребенка и составляет перечень упражнений, ориентированных на формирование у дошкольников речевых навыков. В частности, Коменским утверждены следующие положения в отношении речевого развития детей:

  1. Единство развития мышления ребенка и формирования его речевых функций;
  2. Язык выступает основой коммуникативного развития ребенка. Потому, вопросам его формирования, тренировки языковых навыков, должно быть уделено оптимальное количество времени в воспитательном процессе;
  3. Совершенствованию мыслительной деятельности и языковых навыков должно быть отведено особое внимание в течение всего периода дошкольного обучения;
  4. Активное развитие речи приходится на пяти-шестилетний возраст. При этом, речь не формируется само собой, ее необходимо сопровождать упражнениями на правильное произношение и отчетливую дикцию;
  5. Уделение внимания первоначальной постановке правильной речи, в целях избегания последующего переучивания, отучивания от неверного произношения и использования речевых оборотов;
  6. Использование рифм в качестве основы формирования навыков языкового произношения. Предлагалось использование в обучении не только стихотворений, считалок, но и рифмованных песен, которые используются не только педагогами на занятиях, но и включены в семейное обучение;
  7. Создание школы родного языка в качестве основного компонента системы образования. Обучение в школе является доступным для всех слоев населения.
«Вопросы развития речи и обучения родному языку детей в педагогической системе Я.А. Коменского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В своем трактате «Великая дидактика» Коменский определяет целевое назначение изучения в школе родного языка: получение знаний и навыков, которые станут основой дальнейшей жизнедеятельности каждого гражданина.

По мнению Коменского изучение различных иностранных языков является совершенно ненужным занятием. Необходимо изучение родного языка, который пригодится каждому в его частной жизни и станет основой его дальнейшего развития. При этом, познание родного языка должно быть реализовано в параллели с изучением других вещей, основ мироздания, формированием социальных навыков деятельности.

«Мир в картинках» Я. А. Коменского

«Мир в картинках» - это практические рекомендации по реализации образовательных идей педагога. Они касаются языкового развития подрастающего поколения. В этой книге отражены все его идеи, затрагивающие вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Процесс обучения детей основам родного языка реализуется в опоре на следующие условия:

  1. Наглядное обучение. Процесс обучения языковым навыкам реализуется через наглядные пособия, которые позволяют сформировать у ребенка полноценные представления о родном языке, его составе и особенностях.
  2. Реализация идеи реального энциклопедического образования. вся книга представлена картинками, каждая из которых отражает устройство мира и имеет описание того, что именно означает данное изображение.
  3. Отражение живой азбуки. В начале книги представлен алфавит. Его представление необычно, поскольку, отражаются не только буквенные символы, но и изображаются живые существа, которые издают звук каждой конкретной буквы. Данная живая азбука заложила основы формирования методики познания звуковой стороны языка, обучения звуковой грамоте.

«Мир в картинках» является пособием, которое ориентировано на изучение родного и латинского языка. Каждому явлению природы, социального мира дается наглядное представление – картинка, описание которой представляется на двух языках.

В основу языкового познания закладывается изучение реального мира, его чувственное восприятие и познание. Изучение мира дает толчок развитию речи ребенка, а ее формирование, расширение языковых навыков становится основой развития наблюдательности, формирования представлений об объектах реального мира.

Метод обучения языковым навыкам, представленный в «Мире в картинках», хорош тем, что опирается на наглядность. Каждый ребенок видит картинку, отражающую какой-то аспект устройства и функционирования мира, что привлекает его внимание, а, соответственно, способствует развитию заинтересованности в постижении основ мироздания и языковых явлений.

Описание же того, что отражено на картинке позволяет установить связи между объектами и процессами реального мира и языковыми символами, языковыми структурами, которые их обозначают. Таким образом, происходит развития начальных навыков чтения.

Использование «Мира в картинках» в образовательном процессе на дошкольном и начальном школьном этапе ориентировано на мотивацию учащихся к познанию, стимулирование разнообразных видов самодеятельности детей, уточнение и расширение их знаний, тренировку языковых навыков, расширение лексического запаса и формирование начальных навыков чтения.

«Мир в картинках» ориентирован именно на пробуждение знаний учащихся и формирование у них познавательной заинтересованности еще на этапе дошкольного обучения. Педагог помогает учащимся в устном сообщении той информации, которая подписана к каждой картинке. Это позволяет заложить основы навыков чтения, понимания написанного. Дети постигают основы чтения через связь услышанного, т.е. устного изложения написанного педагогом, и увиденного, т.е. того, что изображено на картинке.

«Мир в картинках» становится родоначальников иллюстрированного букваря, которые позднее получают активное применение в обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста навыкам чтения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.09.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot