Сущность герменевтики
Педагогическая герменевтика – это теория и практика толкования и интерпретации педагогических знаний, которые зафиксированы в текстах разных жанров, с целью наиболее полно и глубоко их понять, учитывая социально-культурные традиции, рефлексивное осмысление эмоционально-духовного человеческого опыта и личного духовного опыта субъекта понимания.
На сегодняшний день герменевтика востребована в качестве методологии гуманитарного освоения культурных феноменов, основа которых – идея о воздействии механизма чтения и интерпретации культурных текстов на человеческое сознание, способы его мышления и миропонимания, а также и на остальные типы деятельности, включая прогнозирование, моделирование, проектирование, диагностику и педагогическое общение.
Герменевтический подход в педагогике обращается непосредственно к проблеме выработки личностного смысла и ценностным аспектам педагогической деятельности.
Понимающий специалист – это человек, способный видеть целое во всем многообразии составляющих его частей и отношений, осмысливать взаимосвязи и зависимости явлений, а также последствий, которые следуют из действий этих связей и зависимостей. То есть, такой личности характерна эмпатия, толерантность, рефлексия, чувство ответственности за собственные поступки, сопричастие к судьбам мира и пр.
Понимание тесно связано с практическим сознанием и знанием, коммуникативными проблемами, диалогами, рефлексией, поиском смысла и творческой деятельностью, оценкой понимаемого объекта, творчества и пр. При понимании определенного текста, студенты решают некоторую мыслительную задачу, поэтому обязательно продвигаются к новым знаниям и более полному пониманию.
Ключевым моментом герменевтики выступает текст, которым называют все, созданное искусственно. Вся мировая культура зафиксирована в текстах и транслируется посредством них. Человек живет в мире текстов как в среде и реализует себя в текстах, определенным образом участвуя в их создании.
Понимание – это акт сознания, через который происходит синтез всех имеющихся знаний, в результате которого появляется не просто новое знание, а обновляется все имеющееся содержание сознания, перестраивается структура взаимодействия сознания и действительности, субъекта и объекта, человека и мира.
Уровни понимания. Сущность педагогической герменевтики
Выделяют следующие уровни понимания:
- начальный – говорит о понимании лишь основной темы высказывания. Субъекты данного уровня могут только определить предмет устного или письменного высказывания, но не могут воспроизвести его содержание;
- средний – субъект понимает ход и последовательность изложения мысли и основной аргументации;
- высший – определяет понимание цели, причин, способов и внутренней логики высказывания.
К основным параметрам понимания относят:
- полноту понимания – максимальное выявление содержания сообщения, в том числе его подтекст и контекст;
- отчетливость – степень осмысления свойств, связей и отношений между воспринимаемым объектом и сообщением;
- обоснованность – осознание оснований, обуславливающих уверенность в правильном понимании.
Сущность педагогической герменевтики заключается в ориентации педагога на постижение смысла поступка ребенка или его поведения.
Применение герменевтического подхода предполагает прочитывание ребенка как некоторого текста, в котором совокупно отражена вся доступная для педагога информация: устная и письменная речь ребенка, его творческие работы, истории семьи, хроника жизни, смешные моменты и пр.
Современный этап развития образования в нашей стране – переходный от традиционной знаниевой модели к личностно-ориентированной способностной модели. При этом необходимо переосмыслить разные аспекты переходного периода: сущность и назначение новой образовательной парадигмы, взаимоотношения между педагогом и учащимися, человекообразующие образовательные функции, содержание и технологии образования. Иными словами, основная задача педагога – общение и налаживание взаимопонимания с учениками, освобождение их для творчества.
Крыловой Н.Б. и Александровой Е.А. были раскрыты отличия понятий «объяснение» и «понимание» поведения ребенка.
Объяснить – это значит на рациональной и объективистской основе прировнять детское поведение к системе норм, сложившейся в сознании педагога, отнестись к поступку тем или иным образом на основании собственных принципов, дать поступку однозначную оценку, спрогнозировать дальнейшие поступки и приступить к изменению детского поведения назиданиями и убеждениями в необходимости соблюдать культурные образцы.
Понять – это значит, используя опыт, интуицию и эмпатию, переосмыслить особые условия, которыми было вызвано рассматриваемое поведение, то есть, признать его в качестве самовыражения, самореализации или защиты ребенка, представить, что ребенок скрывает за таким своим поведением, то есть, постараться в себе найти причину поступка другого.
Это требует того, чтобы педагог узнал в поступке ребенка себя, а сопереживая ребенку, помог выйти за грань привычного объяснения. Здесь нельзя применить однолинейную оценку или навесить ярлык. Это только состояние сомнения, сочувствия и самоопределения. В этом случае не работают попытки классификации ребенка в соответствии с поступком.
Иными словами, объяснение дает рассудок, а понимание появляется благодаря эмпатии. Также понимание диалогично, а объяснение – монологично. Диалог и его сложность помогает понять, даже если в самом начале диалога смыслы кажутся противоположными. Диалог их сближает, образуя общий смысл для ребенка и взрослого. Понимание рефлексивно, им всегда вносится иной смысл в собственное сознание. То есть понимание, рассматриваемое в качестве осмысления поступков и действий, естественно приводит к созданию поля совместной культурной деятельности.