Целевое и функциональное назначение педагогической диагностики
Процесс педагогической диагностики занимает важное место в образовательной системе и учебно-воспитательном процессе дошкольного заведения.
Мероприятия педагогической диагностики ориентированы на правильное построение маршрута обучения ребенка. Иными словами, она является педагогическим сопровождением воспитанника, открывающим ему возможности свободного выбора и построения своего образовательного пути.
Педагогическая диагностика позволяет воспитателю определить трудности и проблемы детей в учебно-воспитательном процессе и личностного характера, а затем определить пути разрешения имеющих проблем.
Проведение диагностических мероприятий необходимо для подведения итогов реализации образовательных программ. Можно провести объективную оценку итогов педагогической работы и составить сравнительную характеристику текущего развития учебно-воспитательного процесса дошкольного заведения и планируемые результаты ее полной реализации.
Педагогическая диагностика ориентирована на исследование изменений, происходящих в личностном развитии ребенка и формирование оптимальных путей развития детской личности.
Педагогическая диагностика протекает на основе рассмотрения опыта деятельности на предыдущих этапах, текущей воспитательной работы и составления перспективных прогнозов развития системы дошкольного образования. При этом ребенок рассматривается в качестве полноправного субъекта учебно-воспитательной деятельности. это требует грамотной оценки его способностей и возможностей, а также разработки верных ориентиров его развития.
Педагогическая диагностика воспитателя нацелена на создание оптимальных условий для реализации природных задатков и потенциала каждой личности.
В качестве подцелей педагогической диагностики выделяют следующие:
- Создание условий для применения личностно-направленного подхода в обучении и воспитании.
- Верное определение результатов профессиональной деятельности педагога.
- Сведение к минимуму педагогических отклонений и ошибок.
- Формирование предпосылок развития личности к получению дополнительного образования.
- Выявление факторов продуктивного саморазвития детской личности.
- Анализ и оценка деятельности педагога, его способности к самооценке, уровня развития профессиональных навыков.
Педагогическая диагностика создает условия для формирования обратной связи между воспитателем и воспитанником. Она позволяет педагогу оценивать результаты своей педагогической работы, путем сравнения существующих итоговых показателей с плановыми параметрами педагогической деятельности. Это позволяет воспитателю сформировать систему отношений, ценностей, стимулов для воспитанников, приобщить их к учебно-воспитательному процессу и побудить к созидательной деятельности.
Благодаря педагогической диагностике, удается выстроить систему положительных коммуникативных связей, сформировать навыки межличностного общения, исходя из специфики личности каждого участника учебно-воспитательной деятельности.
Диагностика помогает вносить поправки в программу дошкольного и школьного образования и делает процесс обучения и воспитания более гибким. Это открывает возможности внедрения инноваций в систему образования и составления более точных перспективных прогнозов развития учебно-воспитательного процесса в дошкольном или школьном учреждении.
Разновидности педагогической диагностики
Выделяют следующие виды педагогической диагностики:
- Первичная педагогическая диагностика – осуществляется в начале учебно-воспитательного периода на основе определения текущего состояния объекта диагностики, она направлена на то, чтобы выявить его специфику и составить прогноз дальнейшего развития.
- Итоговая диагностика – осуществляется в конце учебно-воспитательного периода и предполагает проведение анализа и оценки освоения образовательной программы учебного заведения воспитанниками, определение реального решения, поставленных педагогических задач, прописанных в плане развития учреждения и прогнозирование последующего развития, на основе новых учебно-воспитательных задач.
- Промежуточная диагностика – осуществляется в течение учебно-воспитательного периода и предполагает выбор некоторых воспитанников или их групп, имеющих определенные трудности и проблемы развития. Производится определение динамики развития личности отдельного воспитанника, оценка стратегических и тактических направлений деятельности по отношению к нему и оптимальности способов освоения образовательной программы детского сада.
- Оперативная диагностика – осуществляется на определенном этапе учебно-воспитательного процесса, в случае возникновения конкретных проблем и в рамках определенных направлений деятельности. Оценивается качество решения текущих учебно-воспитательных задач, верность тактических мероприятий.
Фундамент построения педагогической диагностики
Педагогическая диагностика базируется на определенных принципах организации и характеризуется уровневым строением.
К принципам педагогической диагностики относятся следующие:
- Принцип комплексности;
- Принцип непрерывности;
- Принцип целостности;
- Принцип объективности;
- Принцип динамичного исследования педагогических процессов и явлений;
- Принцип обоснованности определенных педагогических процедур диагностирования в определенных условиях развития педагогического процесса;
- Принцип причинно-следственных связей;
- Принцип анализа и синтеза;
- Принцип наличия основного элемента и диагностического звена.
Педагогическая диагностика имеет трехуровневое строение. На каждом уровне она несет конкретную функциональную роль, позволяющую ей достигнуть поставленных целей организации педагогического процесса.
Первый уровень педагогической диагностика занимает компонентная диагностика. Она подразумевает определение компонентных параметров развития определенного направления учебно-воспитательной работы. Этот уровень характеризуется низкой практической отдачей.
На втором уровне осуществляется структурная диагностика. Здесь происходит определение структурной организации учебно-воспитательного процесса и его отдельных направлений, осуществляется установление взаимосвязей и взаимозависимостей между составными элементами педагогического процесса. Итоги диагностических мероприятий можно применять на практике.
На третьем уровне осуществляется системная диагностика. Здесь выявляется функциональное значение отдельных сторон и элементов педагогического процесса, выступающего целостным системным явлением. Анализируется и оценивается развитие педагогической системы. На этом уровне открываются возможности получения полной информации о взаимосвязях между системными элементами. Этот уровень диагностики является завершающим.