Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическая деятельность Я.А. Коменского

Педагогические труды Я. А. Коменского

Замечание 1

Коменский Я.А. – это педагог чешского происхождения, заложивший основу утверждения педагогики в качестве научного знания.

Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Деятельность Я. А. Коменского проходила в XVII веке. Он был новатором в области педагогического знания. Основная идея его педагогической деятельности сводится к развитию природного потенциала личности учащегося, т.е. все, что заложено природой, требует раскрытия в ходе специально организованной педагогической деятельности.

Педагогические идеи Коменского была выражены в нескольких трудах, написанных им в разные временные периоды: по мере его роста и развития как педагога и ученого.

Основными трудами Я. А. Коменского являются:

  • «Великая дидактика» - основной педагогический труд Коменского, в котором отражены его педагогические взгляды и идеология организации обучения и воспитания. Данная книга является искусством обучения. Она содержит общую теорию обучения и воспитания и является наследием современной педагогики. Теории, прописанные Коменским в Великой дидактике, закладываются в основу современной образовательной системы. Данный труд составлялся Коменским в течение многих лет. Он создал его еще в молодые годы и постепенно дополнял и расширял, по мере проведения своей исследовательской работы и расширения опыта педагогической деятельности. В данной книге, Коменский утверждает необходимость введения всеобщего образования, его доступности, основанного на классно-урочной системе организации и дидактических принципах. Великая дидактика была создана на чешском языке, а затем переведена на латинский язык самим автором.
  • «Материнская школа» - пособие по организации семейного воспитания. Оно отражает принципы и методы организации семейного воспитания. Создавая данное пособие, Коменский стремился оказать помощь матерям и няня в реализации правильного дошкольного обучения и воспитания, которое поможет в социальном становлении и развитии личности ребенка.
  • «Открытая дверь к языкам» – энциклопедия латинского языка. По сути, она является полноценным учебником по латинскому языку. В нем отражены все особенности и приемы его рационального и целенаправленного познания. Изучение латинского языка, по Коменскому, предполагает опору на психологические принципы познания.
  • «Мир чувственных вещей в картинках» – учебник по латинскому языку для начальных этапов познания. Он является упрощенной версией предыдущей книги и опирается на дидактические принципы познания: переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от части к целому. Это была первая попытка создать основы языкового познания, основанного на опоре на органы чувств ребенка.
  • «Пансофическая школа» – это труд, отображающий способ организации школьного обучения: принципы, режимные моменты, планирование. Пансофическая школа, по Коменскому, предполагает опору на логику в организации обучения. Учебный процесс должен выстраиваться на основании принципов логической последовательности усвоения знаний, доступности, прочности и точности. Таким образом, можно сформировать у учащихся устойчивую систему знаний и навыков деятельности, способствующую развитию общества, мировому сотрудничеству и взаимодействию.
  • «Школа – игра» – это методическое пособие по организации школьного обучения. В его основе лежит игровая деятельность, как ведущая форма организации учебного процесса. Игра делает занятия более увлекательными и интересными, мотивируя детей к познавательной работе.
«Педагогическая деятельность Я.А. Коменского» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организация школьного обучения

Основной заслугой Я.А. Коменского в области развития педагогического научного знания стало создание им основ классно-урочной системы обучения.

Коменский активно отвергал основы школьного обучения, заложенные в период Средневековья. Им были созданы педагогические пособия по организации школьного обучения и создавались школы нового типа, обучение в которых было реализовано с уходом от всех канонов образовательной деятельности, существующих на тот момент.

В период с 1618 по 1621 года Я.А. Коменский работал в чешском городе Фульнеке и занимался преподавательской деятельностью. Им были внесены колоссальные изменения в организацию школьного обучения. К ним относятся:

  1. Применение наглядных методов обучения.
  2. Знакомство учащихся с реальной жизнедеятельностью: ее объектами и процессами.
  3. Создание условий для увлекательного и интересного обучения: применение игровых приемов организации познания.

В 1650 году Коменским была создана модель построения школы нового типа, основанной на классно-урочной системе. Это было реализовано в Венгрии.

Школа Коменского предполагала наличие семи образовательных классов. Каждый класс имеет свое помещение, свою учебную литературу и педагога. В течение учебного года должно было быть проведено 120- уроков. Отдельное время было отведено на проведение игровых занятия, а также предполагалось досуговое время, выходные и каникулы. Воплощение данной модели на практике было неполноценным: созданы и функционировали только три класса. Однако, это стало основой существования классно-урочного обучения, которое и сегодня является ведущей формой организации школьного обучения в большинстве стран мира.

Классно-урочная модель обучения Я.А. Коменского основана на следующих положениях:

  1. Объединение учащихся одного возраста, уровня психологического и интеллектуального развития в один класс для ежедневного посещения занятий разной направленности: уроков по родному языку, латинскому языку, математике, чтению, астрономии и т. д.
  2. Урок имеет определенный временной промежуток, после которого наступает время отдыха и подготовки к новому уроку. Как правило, уроки длились по 30-40 минут.
  3. Урок имеет поэтапную структуру организации.
  4. Каждый урок имеет свою тему и целевое назначение.

Таким образом, педагогическая деятельность Я.А. Коменского стала основой развития педагогики как науки и формирования основ организации обучения на всех его уровнях.

Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 21.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot