Педагогические труды Я. А. Коменского
Коменский Я.А. – это педагог чешского происхождения, заложивший основу утверждения педагогики в качестве научного знания.
Рисунок 1. Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность Я. А. Коменского проходила в XVII веке. Он был новатором в области педагогического знания. Основная идея его педагогической деятельности сводится к развитию природного потенциала личности учащегося, т.е. все, что заложено природой, требует раскрытия в ходе специально организованной педагогической деятельности.
Педагогические идеи Коменского была выражены в нескольких трудах, написанных им в разные временные периоды: по мере его роста и развития как педагога и ученого.
Основными трудами Я. А. Коменского являются:
- «Великая дидактика» - основной педагогический труд Коменского, в котором отражены его педагогические взгляды и идеология организации обучения и воспитания. Данная книга является искусством обучения. Она содержит общую теорию обучения и воспитания и является наследием современной педагогики. Теории, прописанные Коменским в Великой дидактике, закладываются в основу современной образовательной системы. Данный труд составлялся Коменским в течение многих лет. Он создал его еще в молодые годы и постепенно дополнял и расширял, по мере проведения своей исследовательской работы и расширения опыта педагогической деятельности. В данной книге, Коменский утверждает необходимость введения всеобщего образования, его доступности, основанного на классно-урочной системе организации и дидактических принципах. Великая дидактика была создана на чешском языке, а затем переведена на латинский язык самим автором.
- «Материнская школа» - пособие по организации семейного воспитания. Оно отражает принципы и методы организации семейного воспитания. Создавая данное пособие, Коменский стремился оказать помощь матерям и няня в реализации правильного дошкольного обучения и воспитания, которое поможет в социальном становлении и развитии личности ребенка.
- «Открытая дверь к языкам» – энциклопедия латинского языка. По сути, она является полноценным учебником по латинскому языку. В нем отражены все особенности и приемы его рационального и целенаправленного познания. Изучение латинского языка, по Коменскому, предполагает опору на психологические принципы познания.
- «Мир чувственных вещей в картинках» – учебник по латинскому языку для начальных этапов познания. Он является упрощенной версией предыдущей книги и опирается на дидактические принципы познания: переход от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от части к целому. Это была первая попытка создать основы языкового познания, основанного на опоре на органы чувств ребенка.
- «Пансофическая школа» – это труд, отображающий способ организации школьного обучения: принципы, режимные моменты, планирование. Пансофическая школа, по Коменскому, предполагает опору на логику в организации обучения. Учебный процесс должен выстраиваться на основании принципов логической последовательности усвоения знаний, доступности, прочности и точности. Таким образом, можно сформировать у учащихся устойчивую систему знаний и навыков деятельности, способствующую развитию общества, мировому сотрудничеству и взаимодействию.
- «Школа – игра» – это методическое пособие по организации школьного обучения. В его основе лежит игровая деятельность, как ведущая форма организации учебного процесса. Игра делает занятия более увлекательными и интересными, мотивируя детей к познавательной работе.
Организация школьного обучения
Основной заслугой Я.А. Коменского в области развития педагогического научного знания стало создание им основ классно-урочной системы обучения.
Коменский активно отвергал основы школьного обучения, заложенные в период Средневековья. Им были созданы педагогические пособия по организации школьного обучения и создавались школы нового типа, обучение в которых было реализовано с уходом от всех канонов образовательной деятельности, существующих на тот момент.
В период с 1618 по 1621 года Я.А. Коменский работал в чешском городе Фульнеке и занимался преподавательской деятельностью. Им были внесены колоссальные изменения в организацию школьного обучения. К ним относятся:
- Применение наглядных методов обучения.
- Знакомство учащихся с реальной жизнедеятельностью: ее объектами и процессами.
- Создание условий для увлекательного и интересного обучения: применение игровых приемов организации познания.
В 1650 году Коменским была создана модель построения школы нового типа, основанной на классно-урочной системе. Это было реализовано в Венгрии.
Школа Коменского предполагала наличие семи образовательных классов. Каждый класс имеет свое помещение, свою учебную литературу и педагога. В течение учебного года должно было быть проведено 120- уроков. Отдельное время было отведено на проведение игровых занятия, а также предполагалось досуговое время, выходные и каникулы. Воплощение данной модели на практике было неполноценным: созданы и функционировали только три класса. Однако, это стало основой существования классно-урочного обучения, которое и сегодня является ведущей формой организации школьного обучения в большинстве стран мира.
Классно-урочная модель обучения Я.А. Коменского основана на следующих положениях:
- Объединение учащихся одного возраста, уровня психологического и интеллектуального развития в один класс для ежедневного посещения занятий разной направленности: уроков по родному языку, латинскому языку, математике, чтению, астрономии и т. д.
- Урок имеет определенный временной промежуток, после которого наступает время отдыха и подготовки к новому уроку. Как правило, уроки длились по 30-40 минут.
- Урок имеет поэтапную структуру организации.
- Каждый урок имеет свою тему и целевое назначение.
Таким образом, педагогическая деятельность Я.А. Коменского стала основой развития педагогики как науки и формирования основ организации обучения на всех его уровнях.
Рисунок 2. Я. А. Коменский. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ