Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования

Определение 1

Парадигма образования – это комплекс основных понятий, категорий, принципов и идей, принятых педагогическим научным сообществом и, положенных в основу образовательной системы в конкретный временной период.

Парадигма выступает основой организации образовательного процесса и педагогической деятельности, фундаментом, на котором базируется работа педагогов и иных участников образовательной деятельности.

Парадигма образования является моделью реализации образовательной деятельности, отвечающей потребностям общества и его требованиям на конкретном этапе социально-экономического развития общества.

Парадигма является научной концепцией, на которую опирается построение образовательного процесса в данный временной период. Она отражает требования социальной среды к системе образования на конкретной стадии общественного развития. Таким образом, она является отражением конкретных взглядов общества и направлений реализации образовательной политики.

Современное общество выдвигает расширенные требования к системе образования. Если ранее, основной моделью построения образовательного процесса была традиционная, то в настоящее время, преобладают иные парадигмы, основанные на постановке личности на ведущую позицию образовательной деятельности и акцентировании внимания на ее полноценном и всестороннем развитии.

Гуманистическая парадигма

Данная парадигма получила распространение после принятия закона «Об образовании» в 1991 году. В ее основе лежит личность ребенка и ориентация на развитие в нем гуманистических начал.

Ребенок принимается образовательной системой и педагогами, как свободная личность, наделенная равными правами и обязанностями, образование которой сводится не к обычному усвоению знаний, а развитию стремления к познанию истины, ее постижению.

Целевым назначением педагогической деятельности является личностное развитие учащегося, формирование у него навыков самообучения и саморазвития, достижение его самобытности, формирование коммуникативных навыков и усвоение основ общей культуры.

«Парадигмы современного образования: принципы, ориентиры, требования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными характеристиками образовательной деятельности, основанной на гуманистической парадигме, являются:

  1. Совместная творческая деятельность педагога и учащегося, ориентированная на поиск истинного знания;
  2. Субъект-субъектные отношения лежат в основе педагогической деятельности. Это означает, что между педагогом и учащимся устанавливаются диалоговые взаимоотношения. Совместное сотрудничество направлено на достижение целей и задач образования;
  3. Ориентация на индивидуальность учащегося. Образовательный процесс строится исходя из особенностей развития и потребностей отдельного учащегося, специфики его внутреннего мира;
  4. Ценностное отношение к личности учащегося. Учащийся и его внутренний мир, духовное и нравственное развитие признаются в качестве истинной ценности образовательной деятельности;
  5. В качестве результатов образовательной деятельности рассматриваются: динамика развития личности ребенка, его достижения в разных направлениях деятельности, познавательная заинтересованность и саморазвитие;
  6. Свободное развитие учащегося. Учащимся дается право на выбор пути своего развития и саморазвития, содержания образования.

Эзотерическая парадигма

Она основывается на духовном развитии личности учащегося.

Эзотерическая парадигма нацелена на создание условий образовательной деятельности, способствующих достижению учащимся высшей духовной ступени: развитие духовных сил и приобщение к истине, которой нельзя достигнуть в ходе рационального познания.

Данная парадигма предполагает такую модель образовательной деятельности, при которой и педагог, и учащийся выступают ее объектами. Педагог передает истину учащемуся, но не как ее носитель, а как направляющий, который помогает духовно-нравственному развитию учащегося и постижению им вечной истины.

Личностная парадигма

Основной целью образовательной деятельности, основанной на личностной парадигме, является индивидуальное развитие личности учащегося во всех направлениях: социальном, духовном, нравственном, эстетическом, умственном, эмоциональном, физическом, психологическом.

Выбор методов и средств обучения определяется индивидуальными особенностями развития учащихся, их проблемами и потребностями, возможностями их личностного развития и социализации.

Процесс обучения строится так, чтобы сформировать у учащихся желание и стремление к саморазвитию, а также пути получения знаний, поиска информации. Учащиеся должны освоить не просто научные знания, а научиться их добывать и использовать для решения практических задач.

Основными принципами личностной парадигмы образования являются:

  1. Самоактуализация учащихся. Он означает, что в ходе обучения и развития, учащийся должен самоутвердиться и самореализоваться в том или ином направлении деятельности, достичь уровня своего актуального развития;
  2. Индивидуальный подход. Он предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся и выбор продуктивных форм и методов обучения, соответствующих им;
  3. Субъектные отношения. Между педагогом и учащимися складываются субъектные отношения, делающие каждого учащегося полноправным участником образовательной деятельности;
  4. Выбор собственного пути развития;
  5. Ориентация на раскрытие творческого потенциала учащегося и формирование творческого мышления;
  6. Установление доверительных взаимоотношений в образовательной сфере;
  7. Опора на активные методы обучения.

Культурологическая парадигма

Она основана на формировании у учащихся культурных основ поведения, усвоении ими культурных ценностей и истории культуры, признании себя частью культуры и ее наследия.

Данная парадигма исключает свободу выбора учащегося. Она базируется на соотношении определенного уровня свободы учащегося и социальным норм поведения. Полная свобода недопустима, поскольку она рассматривается как отрицание культуры.

Образовательный процесс основывается на культурном развитии учащегося: усвоение им норм культуры, ознакомление с культурными ценностями, разнообразием культур, историческими данными развития национальной культуры и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 12.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot