Парадигма образования – это комплекс основных понятий, категорий, принципов и идей, принятых педагогическим научным сообществом и, положенных в основу образовательной системы в конкретный временной период.
Парадигма выступает основой организации образовательного процесса и педагогической деятельности, фундаментом, на котором базируется работа педагогов и иных участников образовательной деятельности.
Парадигма образования является моделью реализации образовательной деятельности, отвечающей потребностям общества и его требованиям на конкретном этапе социально-экономического развития общества.
Парадигма является научной концепцией, на которую опирается построение образовательного процесса в данный временной период. Она отражает требования социальной среды к системе образования на конкретной стадии общественного развития. Таким образом, она является отражением конкретных взглядов общества и направлений реализации образовательной политики.
Современное общество выдвигает расширенные требования к системе образования. Если ранее, основной моделью построения образовательного процесса была традиционная, то в настоящее время, преобладают иные парадигмы, основанные на постановке личности на ведущую позицию образовательной деятельности и акцентировании внимания на ее полноценном и всестороннем развитии.
Гуманистическая парадигма
Данная парадигма получила распространение после принятия закона «Об образовании» в 1991 году. В ее основе лежит личность ребенка и ориентация на развитие в нем гуманистических начал.
Ребенок принимается образовательной системой и педагогами, как свободная личность, наделенная равными правами и обязанностями, образование которой сводится не к обычному усвоению знаний, а развитию стремления к познанию истины, ее постижению.
Целевым назначением педагогической деятельности является личностное развитие учащегося, формирование у него навыков самообучения и саморазвития, достижение его самобытности, формирование коммуникативных навыков и усвоение основ общей культуры.
Основными характеристиками образовательной деятельности, основанной на гуманистической парадигме, являются:
- Совместная творческая деятельность педагога и учащегося, ориентированная на поиск истинного знания;
- Субъект-субъектные отношения лежат в основе педагогической деятельности. Это означает, что между педагогом и учащимся устанавливаются диалоговые взаимоотношения. Совместное сотрудничество направлено на достижение целей и задач образования;
- Ориентация на индивидуальность учащегося. Образовательный процесс строится исходя из особенностей развития и потребностей отдельного учащегося, специфики его внутреннего мира;
- Ценностное отношение к личности учащегося. Учащийся и его внутренний мир, духовное и нравственное развитие признаются в качестве истинной ценности образовательной деятельности;
- В качестве результатов образовательной деятельности рассматриваются: динамика развития личности ребенка, его достижения в разных направлениях деятельности, познавательная заинтересованность и саморазвитие;
- Свободное развитие учащегося. Учащимся дается право на выбор пути своего развития и саморазвития, содержания образования.
Эзотерическая парадигма
Она основывается на духовном развитии личности учащегося.
Эзотерическая парадигма нацелена на создание условий образовательной деятельности, способствующих достижению учащимся высшей духовной ступени: развитие духовных сил и приобщение к истине, которой нельзя достигнуть в ходе рационального познания.
Данная парадигма предполагает такую модель образовательной деятельности, при которой и педагог, и учащийся выступают ее объектами. Педагог передает истину учащемуся, но не как ее носитель, а как направляющий, который помогает духовно-нравственному развитию учащегося и постижению им вечной истины.
Личностная парадигма
Основной целью образовательной деятельности, основанной на личностной парадигме, является индивидуальное развитие личности учащегося во всех направлениях: социальном, духовном, нравственном, эстетическом, умственном, эмоциональном, физическом, психологическом.
Выбор методов и средств обучения определяется индивидуальными особенностями развития учащихся, их проблемами и потребностями, возможностями их личностного развития и социализации.
Процесс обучения строится так, чтобы сформировать у учащихся желание и стремление к саморазвитию, а также пути получения знаний, поиска информации. Учащиеся должны освоить не просто научные знания, а научиться их добывать и использовать для решения практических задач.
Основными принципами личностной парадигмы образования являются:
- Самоактуализация учащихся. Он означает, что в ходе обучения и развития, учащийся должен самоутвердиться и самореализоваться в том или ином направлении деятельности, достичь уровня своего актуального развития;
- Индивидуальный подход. Он предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся и выбор продуктивных форм и методов обучения, соответствующих им;
- Субъектные отношения. Между педагогом и учащимися складываются субъектные отношения, делающие каждого учащегося полноправным участником образовательной деятельности;
- Выбор собственного пути развития;
- Ориентация на раскрытие творческого потенциала учащегося и формирование творческого мышления;
- Установление доверительных взаимоотношений в образовательной сфере;
- Опора на активные методы обучения.
Культурологическая парадигма
Она основана на формировании у учащихся культурных основ поведения, усвоении ими культурных ценностей и истории культуры, признании себя частью культуры и ее наследия.
Данная парадигма исключает свободу выбора учащегося. Она базируется на соотношении определенного уровня свободы учащегося и социальным норм поведения. Полная свобода недопустима, поскольку она рассматривается как отрицание культуры.
Образовательный процесс основывается на культурном развитии учащегося: усвоение им норм культуры, ознакомление с культурными ценностями, разнообразием культур, историческими данными развития национальной культуры и т.д.