Целевое назначение учебной практики в ДОУ
Учебная практика в ДОУ – это ознакомление студента с особенностями своей будущей профессиональной деятельности и получение возможности опробования применения своих теоретических знаний на практике.
Проведение ознакомительной практики в ДОУ для студентов педагогических колледжей нацелено на закрепление их теоретических знаний в области педагогики дошкольного образования и овладение навыками их практической реализации для организации реального воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Исходя из целевого назначения практики, предполагается решение следующих образовательных задач в ходе ее реализации:
- Знакомство студента с содержанием воспитательной работы в ДОУ.
- Знакомство студента с методами построения учебно-воспитательного процесса в детском саду.
- Расширение знаний о возрастной психологии дошкольников и использования этих знаний при организации воспитательной деятельности.
- Ознакомление со спецификой построения учебно-воспитательной деятельности ДОУ в разных возрастных группах.
- Исследование эмоционального комфорта дошкольника в организации и коллективе детей.
- Развитие навыков практической педагогической самостоятельной работы с дошкольниками разных возрастных групп.
Данная практика необходима студенту для повышения его профессиональной компетентности и осознанного отношения к сделанному профессиональному выбору.
Этапы прохождения ознакомительной практики в ДОУ
Ознакомительная практика в ДОУ проводится в несколько этапов:
- Подготовительный этап. Он ориентирован на подготовку студентов к практической деятельности. Педагоги озвучивают цели и задачи практики и направления деятельности студентов. Также, производится знакомство с содержанием практики и документацией, которую необходимо предоставить в качестве отчета о проделанной работе. На данном этапе, студенты изучают особенности работы конкретного детского сада, его режимные моменты, специфику прохождения учебно-воспитательной работы. Студенты приходят в ДОУ и устанавливают контакты с педагогическим составом учреждения, знакомятся с местом своей работы и функциями. Также, осуществляется знакомство с коллективом детей, который будет изучаться студентом и помещениями, в которых реализуется учебно-воспитательный процесс. С данного этапа начинается ведение дневника по практике. Он является документом, в котором студенты отображают сведения о проделанной ежедневной работе. На подготовительном этапе в нем фиксируются данные о впечатлениях, полученных в ходе знакомства с ДОУ, педагогами и воспитанниками: устройство организации, режимные моменты, особенности коллектива воспитанников, материальное оснащение, предметно-развивающее пространство.
- Основной этап. Он начинается с проведения студентом диагностических мероприятий: устройство предметно-развивающей среды в ДОУ, ее соответствие теоретическим принципам построения, оценка деятельности воспитателей. Студент изучает воспитательную программу и наблюдает каким образом педагог ее реализует на практике: как он выстраивает свою трудовую деятельность и распределяет функциональные обязанности между собой и помощником, методы воспитательного воздействия, применяемые педагогом, оценивает их рациональность и эффективность, изучает режимные моменты и их соблюдение. Проведя диагностирование деятельности ДОУ и работы воспитателя, студент приступает к разработке собственной программы построения учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Педагог может дать ему полную свободу действий, а может предоставить разработать лишь часть программы: игры и занятия с детьми в определенные режимные моменты, разработку методов воспитания для решения конкретных задач и т.д. Студент наблюдает за детьми, изучает их психологические особенности и формирует для них занятия, пробует их проведение и вносит коррективы. На данном этапе осуществляется знакомство студента со всеми направлениями деятельности ДОУ и мероприятиями, изучаются формы работы с родителями воспитанников.
- Заключительный этап. Он связан с подведением итогов практики. Студенты составляют отчет о проделанной работе, оформляют его должным образом и сдают на проверку руководителю практики. В отчете должны быть отражены все сведения о прохождении практики и сформированные у студента профессиональные компетентности. Отчет должен быть подписан руководством ДОУ и педагогами, а также должно быть составлено их резюме на практиканта. Отчет подлежит защите т.е. основные положения отчета представляются студентом.
Компетенции студента, формируемые в ходе ознакомительной практики в ДОУ
Ознакомительная практика в дошкольной образовательной организации ориентирована на формирование у будущих педагогов следующих знаний и навыков:
- Осознание социальной значимости деятельности педагогов ДОУ;
- Формирование ответственного отношения к своей будущей профессиональной деятельности;
- Формирование навыков организации деятельности воспитанников разных возрастных групп;
- Развитие навыков диагностирования интересов и потребностей детей, особенностей их физиологического и психологического развития;
- Развитие навыков построения продуктивного взаимодействия с детьми разных возрастов и особенностей развития;
- Формирование навыков конструирования программы дошкольного обучения, с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников, их потребностей и интересов;
- Ознакомление с профессиональной этикой педагогов ДОУ;
- Изучение особенностей развития дошкольников разных возрастных групп;
- Развитие навыков модификации образовательного процесса ДОУ, исходя из меняющихся потребностей социума и индивидуальной ориентации учебно-воспитательной работы ДОУ;
- Развитие навыков построения эффективного делового коммуникативного взаимодействия с детьми, педагогами, родителями и руководством ДОУ.