Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Речевые ситуации в устном курсе русского языка

Понятие речевой ситуации

Ситуативность – эффективный принцип обучения, так как в этом случае предметное содержание представляется наглядно и конкретно, речевой материал изучается достаточно легко и непроизвольно. Усвоение речевого материала протекает в процессе деятельности: становясь активным участником речевой ситуации, ученик пропускает через себя новую информацию, запоминает ее и позже может спонтанно воспроизводить в речи.

Определение 1

Речевая ситуация – это совокупность обстоятельств и система взаимоотношений, которыми стимулируется речевая деятельность коммуникантов.

Применение речевых ситуаций при обучении русскому языку обеспечивает естественную необходимость многократного повторения языкового материала, создавая все условия для развития навыков его грамотного отбора, подготовки учеников к спонтанному общению. Моделированием речевых ситуаций создается обстановка реального общения, вовлекающая студентов в коммуникативный процесс, максимально приближенный к естественным условиям.

Вплетение в канву урока речевых ситуаций, динамично отражающих естественно изменяющиеся обстоятельства и взаимоотношения коммуникантов, предоставляет возможность максимального приближения учеников к живому реальному общению.

Речевая ситуация является центральным методическим приемом коммуникативного метода, в связи с чем, опытные учителя уделяют реальным учебным ситуациям более половины времени всего занятия. При этом речевые ситуации могут быть использованы на любом этапе урока, при закреплении уже изученной разговорной темы или при ее повторении, что говорит о том, что ситуативная речевая деятельность эффективна, и облегчает процесс усвоения речевого материала. Ожидаемый объем продуцируемого высказывания может состоять от 5-7 до 20 реплик диалога, что зависит от целей и типа урока.

При преподавании русского языка ситуативное общение может быть основано на следующих группах реальных речевых ситуаций: опоздание кого-то на урок, отсутствие или болезнь одноклассника, наличие или отсутствие наглядных пособий, смена аудитории, новая информация от классного руководителя; взаимоотношения учащихся, дни рождения; резкая перемена погоды; актуальные бытовые вопросы: как приготовить простое блюдо, как добраться до дома, где находится продуктовый магазин; проблемы бытового или технического характера; мероприятия или праздники в городе или в школе; вопросы культурологического и страноведческого характера; смешные, печальные или непредвиденные случаи.

«Речевые ситуации в устном курсе русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Такие реальные речевые ситуации стимулируют речевую деятельность, но не могут в полной мере решить задачу по развитию коммуникативной компетенции слушателей, так как они охватывают не все сферы речевого общения. Учебные ситуации могут выполнять функцию упражнений, направленных на подготовку к неподготовленной спонтанной речи. Достаточно ограниченный объем изучаемого лексико-грамматического материала, который доступен на начальных этапах, - не препятствие для ситуативной речи.

Моделирование реальных и учебных ситуаций

Моделирование реальных и учебных речевых ситуаций в процессе занятия проходит в несколько этапов:

  • демонстрация содержания – информации, касающейся экстралингвистических факторов;
  • мотивация, или речевой стимул в качестве причины, побуждающей к речи, вовлекающей в речевое действие;
  • речевая деятельность учеников, которая осуществляется с определенной целью – сообщение информации, уточнение и влияние на собеседника, выражение эмоциональной реакции. Речевые реакции учеников – результат выполнения коммуникативной задачи.

Речевые образцы ситуативного общения осваиваются постепенно, проходя следующие ступени:

  1. Подготовительная ступень – демонстрация и семантизация речевых образцов, которые используются в речевой ситуации: фразы-клише или реплики ситуативного общения, делающие речь грамотнее, понятнее для собеседника, эмоциональная и экспрессивная окраска. На этом этапе могут быть предложены следующие задания:

    • прослушать и прочитать с правильной интонацией;
    • объяснить значение лексической единицы;
    • использовать грамматическую конструкцию внутри текста;
    • прочитать диалог по ролям.
  2. Основная ступень – выполнение разнообразных упражнений с фразами-клише, отработка их в конкретных ситуациях, развитие навыка грамотного отбора языкового материала с его автоматическим использованием.

    На основной стадии учитель может предлагать следующие типы заданий:

    • прочить текст и создать аналогичный;
    • задать вопрос, соответствующий ситуации общения;
    • дать ответ на вопрос собеседника, используя высказывания-клише;
    • соединить реплики вопроса и ответа;
    • составить и озвучить фразы-клише из предлагаемых слов;
    • выбрать из предлагаемых реплик подходящие к данной ситуации;
    • выстроить реплику, комбинируя в ней несколько речевых фраз, организовать разнохарактерные реплики в единый диалог, добавлять собственные дополнительные реплики;
    • дополнить диалог недостающими репликами.
  3. Итоговая ступень – свободное употребление речевых образцов в новой речевой ситуации. При достаточном лексическом запасе и отработанном навыке использования фраз-клише, ученики могут активно и уверенно вступать в коммуникацию в новых речевых ситуациях, самостоятельно определить из развитие.

Естественные и учебные речевые ситуации выступают в качестве стимула живой и непосредственной коммуникации учащихся, развитие умения продуцирования речи в разных жизненных ситуациях. Речевыми образцами в ситуативном общении разгружается оперативная память и предоставляется возможность естественно сконструировать новые самостоятельные высказывания, поэтому являются эффективными для развития навыков диалогической и неподготовленной ситуативной речи. Расширение диапазона использования речевых ситуаций на разных этапах урока дают возможность педагогу детально отработать языковой материал, а также ввести языковые модели в активный словарный запас учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 07.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot