Структура отчета по педагогической практике в начальной школе
Отчет по педагогической практике в начальных классах – это документ, отражающий практическую деятельность студента педагогического факультета, формирование у него навыков практической профессиональной деятельности педагога начальной школы и основные аспекты его самостоятельной практической работы в начальной общеобразовательной школе.
По своей структуре отчет по практике студента в начальной школе представляет собой совокупность следующих разделов:
- Титульный лист. На нем фиксируется наименование практики, период прохождения, ФИО студента и руководителя, место прохождения практики.
- Индивидуальное задание. Каждый студент получает свое задание, которое ему необходимо выполнить по ходу практики. Оно затрагивает основы работы педагога начальных классов, специфику данного вида профессиональной педагогической деятельности, проблемы и тенденции развития начального образования, анализ различных аспектов образовательной деятельности начальной школы.
- Содержание отчета. Оно отражает все разделы, отражающие ежедневные практические направления деятельности студента.
- Введение отчета. Оно содержит цели и задачи практики, ее актуальность, период прохождения.
- Теоретическая часть. Она связана с применением студентом различных источников информации для отражения теоретических основ организации начального школьного обучения и преподавательской деятельности педагога.
- Аналитическая часть отчета. Она отражает анализ поставленной перед студентом задачи: проведение расчетов, решение какой-то проблемы и т.д.
- Заключение. В нем отражаются выводы по всем разделам практики, отражается достижение ее целевого назначения, формирование определенных компетентностей студента, его профессиональных педагогических навыков. Также, в заключении подводятся итоги проведенного аналитического исследования: исходные данные сравниваются с конечными результатами.
- Список литературы. Он включает в себя совокупность источников информации, используемых для написания отчета.
- Приложения. Они могут включать информацию в табличном виде, отражающую теоретические и практические аспекты исследования и деятельности педагога начальной школы.
- Характеристика студента. Она составляется руководителем практики по ее окончанию. Он дает характеристику профессиональному развитию студента и его успехам в области освоения основ организации педагогического процесса в начальной школе. Характеристика заверяется подписью руководителя и печатью школы.
Содержание отчета по практике в начальной школе
Данная практика нацелена на знакомство студентов с профессиональной деятельностью педагога начальных классов. Это помогает познать азы своей будущей профессии и научится взаимодействовать с учащимися начальной школы.
Практика знакомит студентов педагогических специальностей с деятельностью педагогов начальных классов. Все этапы прохождения практики, ее итоги и сформированные компетентности отражаются в отчете по практике. Данная практика организуется после второго или третьего курса обучения студентов. Она связана с утверждением студентов в своем профессиональном выборе и формированием ими представлений о будущей профессиональной деятельности.
Содержание отчета по практике в начальной школе включает в себя теоретическую и аналитическую работу студента. Он отражает в отчете педагогическую теорию, затрагивающую вопросы начального школьного обучения и проводит анализ конкретного вопроса начального образования, утвержденного руководителем практики в виде задания для конкретного студента. Каждый студент имеет свое практическое задание, а потому, аналитическая часть практики носит индивидуальный и уникальный характер.
Содержание отчета по практике в начальной школе является совокупностью следующих направлений деятельности студента:
- Знакомство с учебным заведением, спецификой его деятельности и знакомство с работой педагога начальной школы и ее особенностями.
- Знакомство с документацией школы и документами, которые ведет педагог начальных классов.
- Наблюдение за деятельностью педагога начальной школы: посещение уроков, внеклассных мероприятий, педагогических совещаний, анализ работы педагога, уровня его педагогической компетенции, творческого подхода к делу.
- Формирование навыков практической преподавательской деятельности: знакомство с учащимися, установление с ними контакта, мотивация к познанию, передача знаний и навыков деятельности в соответствии с образовательной программой и планами педагогической работы.
- Освоение алгоритма планирования уроков. Составляется план учебных и внеучебных занятий. Педагог начальной школы помогает студенту в составлении плана, выборе методов работы и подборе инструментария. Эта деятельность отражается в отчете.
- Проведение разнообразных уроков и их отдельных этапов.
- Работа с источниками информации разных типов.
- Знакомство с методическими основами педагогической деятельности в начальной школе: методическая работа педагога, изучение методической литературы.
- Освоение методов и технологий реализации педагогического процесса в начальной школе.
- Организационные моменты педагогической деятельности учителя начальных классов.
Студенту необходимо дать полное описание учебного заведения, отдельного класса и его учащихся. Дать полноценную характеристику педагогического состава начальной школы и его квалификационного уровня.
Содержание отчета должно отражать конкретизированные учебные и воспитательные задачи, поставленные на момент прохождения практики в начальной школе.
Также, студент отражает количество проведенных уроков, их цели и задачи и итоги реализации. Здесь же, отражаются аспекты деятельности педагога начальных классов, которые вызвали наиболее существенные затруднения в работе студента и обоснование их причин. Студент описывает проблемные моменты практики и собственные ощущения, которые возникли у него по ходу практики.