В настоящее время происходит активное изучение людьми различных языков. Это обусловлено глобализацией мировых отношений и активизацией взаимодействий стран и народов.
Знание языков помогает приспособиться к жизнедеятельности в другом государстве, познакомится с особенностями культуры народов его населяющих, а также выступает средство искоренения национализма.
Следует отметить, что включение в образовательную программу школ и вузов различных иностранных языков ориентировано на общее интеллектуальное развитие учащихся, активизацию их эмоциональной сферы, коммуникативное развитие и улучшение их речевых процессов.
В настоящее время получил распространение испанский язык. Он входит в образовательную программу многих школ на условиях альтернативного выбора, т.е. учащиеся выбирают какой язык они хотят изучать: английский, немецкий, испанский. Иногда к этим вариантам добавляется еще и французский язык.
Также, испанский язык может быть включен в программу обучения в качестве дополнительного языка, а также быть направлением внеклассной работы.
Принципы преподавания испанского языка в школе
Преподавание испанского языка в современной школе опирается на следующие принципы:
- Принцип учета языковых знаний и навыков говорения, сформированных при изучении первого иностранного языка. Если испанский язык начинает изучаться после знакомства с иным иностранным языком, например, английским, то педагог дает в качестве фундамента его освоения знания учащихся, которыми они владеют по английскому или иному иностранному языку. Таким образом, происходит сопоставление, сравнение двух иностранных языков. Это упрощает изучение алфавита испанского языка, грамматики – в опоре на грамматические конструкции английского языка и их сходные черты. Следует отметить, что опора на знания первого языка должна носить рациональный характер, поскольку, языки имеют большое количество отличий, которые учащиеся могут не дифференцировать и, это приведет к формированию неверного произношения, неверным грамматическим структурам языка.
- Принцип сознательности. Учащиеся должны понимать, что изучение испанского языка вместо английского или в параллели с ним повышает образовательную нагрузку, накладывает дополнительную ответственность. Кроме того, осознанность выбора изучаемого языка повышает эффективность его освоения. Педагогу необходимо учитывать сознательность выбора испанского языка учащимися при выборе методов и средств преподавания.
- Принцип интенсификации. Он предполагает выбор наиболее продуктивных и целесообразных методов и технологий преподавания. Они должны способствовать полноценному освоению языка при небольшом количестве часов, отводимых на его изучение в образовательном процессе.
- Принцип коммуникативности. Преподавание языка должно строиться таким образом, чтобы не только формировать лингвистические навыки учащихся, но и развивать их коммуникативную сферу, формировать навыки общения и взаимодействия на иностранном языке.
- Принцип коллективного речевого взаимодействия. В ходе обучения предполагается применение коллективных форм работы, направленных на развитие навыков аудирования и говорения на иностранном языке. Педагог может использовать методы диалогового общения, театрализованные постановки на испанском языке, методы проблемного и проектного обучения.
- Принцип комплексности. Он означает использование в обучении нескольких методов, их умелое и продуктивное сочетание.
Специфические черты испанского языка, на которые стоит обратить внимание в процессе его преподавания
Чтобы процесс преподавания испанского языка был продуктивным, следует обратить внимание на ряд особенностей данного языка. К ним относятся:
- Написание слов соответствует их произношению;
- Значение слов зависит от их произношения. Дело в том, что в испанском языке особую роль играют ударения. Они меняют произношение, а, соответственно и смысл произнесенного;
- Сложность изучения глаголов. Она обусловлена большим количеством времен – 14 штук. В систему времен глаголов языка входит семь простых и семь составных глаголов. Это, в некоторой степени, усложняет процесс запоминания правил произношения и построения грамматических конструкций;
- Необходимость запоминания большого количества слов. Это связано с тем, что язык богат синонимами. Чтобы успешно общаться на языке, необходимо их все знать.
Методы преподавания испанского языка
В качестве методов преподавания испанского языка применяются следующие:
- Метод музыкального познания. Он связан с прослушиванием песен на испанском языке и воспроизведением их смысла. Лучше всего запоминаются те лексические единицы испанского языка, которые имеют музыкальную основу и рифму. Песни – лучший вариант. При их переводе осуществляется расширение лексики языка, а, также, развиваются и тренируются навыки аудирования.
- Метод словарного познания. Он связан с расширением испанской лексики через ежедневное заучивание новых слов. Дается определенное количество слов, которые учащиеся должны выучить за день. Это может быть 10 слов. Независимо от того, сколько часов в неделю отводится на изучение языка, слова должны учиться ежедневно.
- Метод просмотра видео материалов. На занятиях просматриваются фильмы и иные виде ролики, которые позволяют сформировать верное интонационное произношение и отработать навыки произношения.
- Метод диалогового взаимодействия. Он предполагает организацию общения на испанском языке на уроках. Может быть обсуждена какая-то проблема, какой-то вопрос.
- Методы проектного обучения. Учащиеся делятся на группы и выполняют исследования в какой-то области. Как правило, оно касается изучения культуры и иных особенностей жизнедеятельности носителей языка.
- Лексико-грамматический метод. Он основан на одновременном развитии навыков аудирования, чтения и письма, а также формирование разговорной речи учащихся. Происходит разбор испанских текстов, пишутся диктанты, сочинения и изложения, проводятся устные опросы учащихся.