Предметно-пространственная развивающая среда – это совокупность предметов и объектов, ориентированных на вариативную деятельность детей, отражающую содержание их развития по разным направлениям.
Предметно-развивающая среда ДОУ предполагает ее насыщение такими компонентами, которые обеспечат всестороннее и гармоничное развитие личности каждого воспитанника конкретной возрастной группы.
Построение развивающей среды в группах раннего возраста сопряжено с рядом особенностей, обусловленных спецификой развития ребенка в этот возрастной период и его образовательными потребностями.
Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды в ранних возрастных группах
Построение развивающего пространства в ДОУ является закономерной необходимостью организации образовательной деятельности. Она необходима для удовлетворения потребностей и интересов детей в выполнении разных видов деятельности. Ее создание открывает возможности нахождения того занятия, которое интересно конкретному ребенку, помогает ему найти себя и установить взаимодействие с окружающими. При этом, ребенку дается и право самостоятельного выбора вида деятельности и способов ее реализации.
Построение предметно-развивающей среды групп раннего возраста опирается на специфические принципы, которые связаны с особенностями развития ребенка этого возраста.
Основными принципами организации предметно-развивающего пространства групп раннего возраста являются следующие:
- Принцип широкого пространства. Ребенку должно хватать места для выполнения самых разнообразных движений и реализации игровой деятельности разного рода. Это обусловлено слабым развитие координации движений у детей раннего возраста. Потому, оборудование необходимо расставлять так, чтобы сохранять между ним широкое пространство для передвижения детей.
- Принцип вариативности наполнения среды. Она должна включать большое количество различных предметов, объектов, информации, ориентированной на занятия детей и упрощение прохождения адаптационного периода в ДОУ.
- Принцип яркости и насыщенности среды. Предполагается использование предметов, мебели и иных объектов, окрашенных в яркие цвета. Это создает положительный эмоциональный фон для ребенка раннего возраста и мотивирует его к деятельности в данной среде.
- Принцип эстетичности оформления. Эстетика должна присутствовать во всем, начиная от стиля оформления, его единства и доходя до соответствия обстановки ее назначению.
- Принцип трансформируемости среды. Он означает наличие возможности изменения пространства в соответствии с изменениями образовательной ситуации, интересов и потребностей детей, а также по мере освоения ими новых видов деятельности.
- Принцип полифункциональности среды. Он означает наполнение ее такими объектами, которые могут быть вариативно использованы для достижения различных образовательных целей и задач. Объекты среды должны быть доступны для использования детьми в разных видах их активности.
- Принцип стимулирования. Он означает, что среда должна быть построена так, чтобы стимулировать развитие детского восприятия, активизировать работу анализаторов и формировать основы сенсорного развития.
- Принцип доступности. Он означает свободный доступ ребенка к среде и любым ее объектам: играм, игрушкам, материалам, используемым в детской деятельности. Данный принцип лежит в основе построения развивающей среды во всех возрастных группах.
- Принцип безопасности среды. Вся мебель и объекты среды должны быть безопасными для использования детьми раннего возраста. А это предполагает исключение мелких предметов, острых углов, колющих объектов.
Наполнение предметно-пространственной среды в группах детей раннего возраста
Предметно-пространственную среду групп пребывания детей раннего возраста наполняют следующими компонентами:
- Стол любой формы для реализации на нем дидактических игр, творческой деятельности: рисование, лепка и др. Такой стол должен быть расположен так, чтобы подходы к нему были с разных сторон, и каждый ребенок имел возможность подойти к столу, даже если он занят другими детьми;
- Игрушки, подвешенные к потолку. Это необходимо для активизации пространственной координации детей и формирования у них навыков устойчивости;
- Небольшая горка с пологими ступеньками для подъема и небольшим наклоном для ската детей. Наличие такой горки обеспечивает безопасное развлечение маленьких детей, активизирует их двигательную деятельность;
- Дидактические игрушки. Для детей раннего возраста необходимо наполнять пространство помещения крупными игрушками. Они должны быть однотипными, но отличаться по цвету, размеру, форме. Это ориентировано на формирование основ сенсорного восприятия детей;
- Музыкальные игрушки. Такие игрушки привлекают внимание ребенка раннего возраста и позволяют заострить его на различных образовательных областях;
- Объекты природы. Он может быть наполнен парой комнатных цветов и разнообразными природными материалами крупных размеров;
- Предметы быта. Они могут быть исполнены в форме игрушек для поддержания безопасности наполнения среды. Используются такие игрушки, как чайник, посуда, ванна, туалет, стол и стулья, детская коляска, телевизор, средства гигиены и иные объекты, которые находят повседневное применение быту и позволяют научить ребенка основам жизнедеятельности;
- Книги, а именно - детская литература, ориентированная на восприятие в раннем возрасте: сказки, потешки, частушки, четверостишья;
- Спортивное оборудование. Оно ориентировано на физическое развитие ребенка и предполагает наличие мячей, обручей, прыгалок, массажных ковриков, кеглей;
- Художественные принадлежности. Они ориентированы на выполнение детьми разнообразной творческой деятельности. К ним относятся: краски, карандаши, альбомы для рисования, фломастеры. Включение в развивающую среду ножниц и клея недопустимо в данных возрастных группах.
Рисунок 1. Предметно-пространственная развивающая среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ