Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфика организации и оформления коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста

Определение 1

Коррекционно-развивающая среда — это специально организованное пространство, которое обеспечивает не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, но и адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, а также развитие его личности.

Особенности организации коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста

Выстраивая развивающую предметно-пространственную среду, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей раннего возраста. Здесь важно ориентироваться на охрану и укрепление здоровья в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Развивающая и коррекционная предметно-пространственная среда необходима для максимальной реализации образовательного потенциала пространства групп в зависимости от особенностей возрастной стадии. Среда предполагает возможность коммуникации и совместной деятельности детей и взрослых. Она позволяет проявлять двигательную активность и иметь возможности для уединения.

Статья: Специфика организации и оформления коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Коррекционная пространственная среда состоит из компонентов, необходимых для следующих типов развития:

  • Физическое,
  • Эстетическое,
  • Познавательное,
  • Речевое,
  • Социально-коммуникативное.

Данные компоненты способны сделать детскую деятельность более разнообразной и интересной. Ребенок раннего возраста развивается как коллективно, так и индивидуально. Правильно построенная коррекционно-развивающая среда обеспечит социально-культурное развитие, удовлетворит творческие способности и поможет развить прочие способности.

Для разнообразия коррекционно-пространственной среды, производится замена игровых пособий в соответствии с целями и задачами, темой, личностными и возрастными потребностями. Для увеличения заинтересованности одни игры могут убираться, а другие обновляться.

В ДОУ коррекционно-развивающая среда выстраивается по требованиям ФГОС ДО. В ФГОС главным считается не результат, а условие, поскольку это стандарт условий. Условия представляют собой социальную ситуацию развития дошкольника, сложившуюся систему взаимодействия с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми. И если соответствующие условия создаются в учреждении, то стандарт считается реализованным.

«Специфика организации и оформления коррекционно-развивающей среды для детей раннего возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Свойства развивающей коррекционно-пространственной среды

Для развивающей коррекционно-пространственной среды группы детей раннего возраста должны быть характерны следующие условия: содержательность, насыщенность, трансформация, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Насыщенность коррекционно-развивающей среды должна соответствовать возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащается средствами обучения и воспитания, включая технические, игровые, спортивные, оздоровительные. Организация пространства для детей второй группы раннего возраста должна предоставлять необходимые и достаточные возможности для того, чтобы дети могли двигаться, осуществлять предметную и игровую деятельность с разными материалами.

Трансформируемость пространства характеризует возможность изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации и изменяющихся интересов и возможностей воспитанников. Для полифункциональности материалов характерна возможность разнообразного использования разных элементом предметной среды (например, детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и др.).

Вариативность среды предполагает присутствие в пространстве различных мест для игры, конструирования, уединения. Также должны присутствовать разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, которые обеспечивают свободный выбор детей. Игровой материал необходимо периодически менять, вводить новые предметы, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность.

Для доступности среды характерен свободный доступ для всех воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все базовые типы активности. Материалы и оборудование должны быть безопасны и надежны.

Специфика оформления коррекционно-развивающей среды

В соответствии со стандартом образовательная программа детского учреждения включает несколько образовательных областей. Они состоят из:

  • Социально-коммуникативного развития;
  • Познавательного развития;
  • Речевого развития;
  • Художественно-эстетического развития;
  • Физического развития.

В группе можно организовать развивающую среду таким образом, чтобы в ней происходило просматривание и решение задач каждой образовательной области. Они учитывают возрастные и индивидуальные особенности. С помощью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» появляется возможность сформировать потребность в речевом развитии. Дети благодаря этому познают азы общения с взрослыми и сверстниками, налаживая с ними взаимоотношения.

Одной из основных задач этой сферы является развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка раннего возраста, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, навыков доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Она способствует разностороннему и полноценному развитию эмоциональной и чувственной сферы детей раннего возраста в качестве условия их успешного и эффективного развития.

Коррекционно-развивающая среда предполагает наличие центра игры. Он состоит из игр, которые направлены на овладение предметами (орудиями), помогающими развитию ролевых игр. Примером может быть «Дом», игры с инструментами, «Овощи и фрукты», «Магазин». В зависимости от гендерных отличий игры представлены куклами, колясками, посудой для девочек; машинками, гаражами, инструментами – для мальчиков.

Такая область, как «Познавательное развитие» предназначена для удовлетворения потребности воспитанников в освоении окружающего мира. Она стимулирует познавательную активность, способствуя речевому развитию и богатству пассивного и активного словарного запаса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot