Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального темпа психического развития, характеризующееся отставанием в развитии отдельных психических функций (внимание, память, эмоционально-волевая сфера, мышление) от общепринятых норм развития.
ЗПР как психолого-педагогическая категория применяется только к детям дошкольного и младшего школьного возраста, по истечению этого возраста, если сохраняются признаки психического недоразвития, то уже принято говорить об конституциональном инфантилизме, а также используются иные соответствующие нарушению адекватные термины.
Основные цели обучения детей с ЗПР в классах коррекции
Коррекционное обучение детей с ЗПР направлено на компенсацию имеющихся у ребенка психических недостатков (недоразвития), а также нормализацию и совершенствование учебной деятельности. Кроме того, коррекционное обучение способствует повышению уровня познавательной активности и работоспособности учащихся с ЗПР.
В соответствии с установленными Стандартами, наполняемость коррекционного класса составляет 10-14 человек. Обучение осуществляется на основании адаптированных общеобразовательных программ, либо на основании специально разработанных коррекционных программ. Вне зависимости от того, какая программа выбрана для организации воспитательно-образовательного процесса в коррекционного классе, она должна пройти обязательное утверждение методическим советом школы.
Основные цели обучения детей с ЗПР в младших классах (1 ступень обучения):
- организация необходимых условий для успешного овладения детьми счетом, чтением и письмом, основными умениями навыками образовательной деятельности;
- овладение в соответствии с возрастом элементами теоретического мышления и навыками самоконтроля;
- овладение культурой поведения и речи, навыками соблюдения личной гигиены и направленности на здоровый образ жизни.
Задачи обучения детей с ЗПР в классах коррекции
В связи с поставленными целями, основными задачами обучения детей с ЗПР в классах коррекции являются:
- Осуществление развития психофизиологических функций ребенка, которые направлены на обеспечение готовности к успешному школьному обучению (артикуляционный аппарат, фонематический слух, тонкая моторика рук, зрительно-пространственная ориентировка, зрительно-моторная координация).
- Обогащение кругозора учащихся, формирование у них всесторонних и дифференцированных представлений о явлениях и предметах окружающего мира, развитие полноценного и осознанного восприятия учебного материала.
- Формирование адекватного социально-нравственного поведения, необходимого для успешной адаптации к школьному обучению (осознание собственной новой социальной роли, своих обязанностей как учащегося, воспитание ответственного отношения к учебе, принятие школьных правил и т.д.).
- Формирование устойчивой учебной мотивации и постепенное замещение у него социальной ситуации собственного развития с «взрослый-ребенок» на «педагог-учащийся». Смена позиции способствует развитию у ребенка познавательной активности.
- Формирование необходимых общеучебных умений (планирование собственной деятельности, распределение своего времени, выполнение словесных указаний и по образцу и т.д.).
- Формирование у учащихся общеинтеллектуальных умений (анализ, синтез, обобщение, рассуждение, аналогия и т.д.).
- Постоянно повышение и совершенствование уровня развития детей, осуществление необходимой коррекции выявленных вторичных нарушений в психическом развитии.
- Организация условий по охране и укреплению психоневрологического и соматического здоровья детей с ЗПР (профилактика психических и физических нагрузок, исключение эмоциональных стрессов, закаливание, общеукрепляющая терапия и т.д.).
- Специальная организация и создание социальной среды, направленной на обеспечение стимуляции общего развития ребенка с ЗПР, активации у него познавательной деятельности и коммуникативных навыков, а также формирование интеллектуальной и практической деятельности.
- Обеспечение необходимого комплексного сопровождения воспитательно-образовательного процесса в коррекционном классе (врачи, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), с целью наблюдения за развитием детей с ЗПР и осуществлением своевременной коррекционной работы.
Этапы психолого-педагогического сопровождения коррекционно-развивающего обучения
Одной из основных особенностей обучения детей с ЗПР в условиях коррекционного класса является осуществление организованного психолого-педагогического сопровождения.
В психолого-педагогическом сопровождении принято выделять ряд следующих этапов:
Первый этап – осуществление диагностики ребенка, основанной на изучении документации, наблюдении за ребенком и его обследовании. По итогу наблюдения и обследования психолого-медико-педагогическая комиссия выдает заключение, на основании которого ребенка принимают в коррекционный класс.
Второй этап – проведение индивидуальной консультации родителей, в которой им сообщается об отклонении в развитии ребенка. При необходимости родителям оказывается необходимая психологическая помощь, так как зачастую родители негативно и с недоверием воспринимают такие новости. Кроме того, им сообщаются дальнейшие условия воспитания и обучения ребенка в условиях коррекционного класса.
Третий этап – организованное консультирование педагогов, которые будут осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в коррекционном классе. Помимо консультирования проводятся семинары, вебинары, различные курсы и т.д., на которых педагоги знакомятся с современными условиями работы с детьми с ЗПР, расширяют и углубляют свои знания. Также педагогов знакомят с личными делами детей, которые будут посещать их класс.
Четвертый этап – непосредственно коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР в условиях коррекционного класса.
Пяты этап – текущее психолого-педагогическое просвещение и образование педагогов, в зависимости от тех трудностей, которые они испытывают в работе с детьми с ЗПР.
Шестой этап – осуществление периодической промежуточной диагностики учащихся с ЗПР, а также итоговой диагностики в конце учебного года.
Седьмой этап - осуществление систематического контроля за организацией психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.