Заикание – это разновидность речевого дефекта, проявляющегося в речевых паузах, заминках, повторении одних и тех же звуков, слогов, нарушении речевого ритма.
Заикание является серьезной речевой патологией, требующей своевременной коррекции, посредством специально организованной логопедической терапии с целью создания условий для полноценного обучения и усвоения образовательной программы на конкретном этапе обучения.
Заикание оказывает отрицательное воздействие на процесс обучения детей. Потому, реализация логопедической коррекции заикания на начальном этапе школьного обучения является насущной необходимостью.
Комплексная работа по преодолению заикания у младших школьников
Логопедическая работа по устранению заикания, его коррекции носит комплексный характер. Это означает ее взаимосвязь с медицинскими методами коррекции заикания, психологической и педагогической работой.
Логопедическая коррекция заикания ориентирована на изменение неправильной речи ребенка, перевоспитание речевого взаимодействия и ликвидацию психологических проблем, приводящих к активизации заикания или, являющихся следствием его развития.
В ходе логопедической работы осуществляется:
- Формирование правильного произношения у ребенка.
- Воспитание гармонично развитой личности, развитию которой не мешает речевая патология.
Таким образом, комплексный подход предполагает чередование логопедических занятий с проведением психологических тренингов и педагогического обучения по коррекционным программа т.е. используются методы и средства, учитывающие наличие речевой патологии ребенка, активизирующие его речевые функции и возможности, а также, общее познавательное развитие.
Кроме того, в комплексной работе используются упражнения, ориентированные на постановку дыхания ребенка, коррекцию речевого дыхания при произношении.
Следует, также, отметить что реализация комплексного подхода в коррекции заикания учащихся начальной школы должна опираться на ряд принципов:
- Принцип индивидуального подхода.
- Принцип учета возрастной динамики развития учащихся.
- Принцип опоры на дидактические принципы обучения.
- Принцип систематичности работы.
- Принцип целесообразности, используемых логопедических методов и приемов, их соответствия степени развития заикания.
Методы логопедической коррекции заикания у младших школьников
В логопедической коррекции заикания младших школьников можно выделить несколько основных методик:
- Методика возрастания сложности речевых упражнения, в зависимости от разной степени самостоятельности детей. Она была разработана Е.Ф. Рау, Н.А. Власовой. Согласно этой методике на занятиях используются семь видов речи: сопряженная речь, отраженная речь, ответы на вопросы по картинкам, описательная речь, пересказы, рассказы по незнакомым картинкам и проведение стандартных бесед, диалогов. Данная методика включает в себя последовательные упражнения по каждому направлению речевого развития. Все они ориентированы на снятие напряжение у учащихся и формирование плавной речи, а также, придание ей определенного ритма. При этом, логопедические упражнения, включенные в занятия, реализуются по нарастающей сложности. Это осуществляется через поэтапность занятий: реализуются три этапа логопедической работы с включением упражнений разной степени сложности.
- Методика постепенного развития связной речи: от ситуативной до контекстной. Логопедическая коррекция включает в себя систему упражнений, которые реализуют речевое произношение согласно конкретной ситуации, практической деятельности учащихся, которые затем дополняются речевым описанием событий из прошлого и тех объектов, которые ребенок не видит в настоящий временной момент, но они являются опытом его жизнедеятельности. Таким образом, систематическая логопедическая коррекция приводит к постепенной связи ситуативной и контекстной речи, их соотношению и сосуществованию.
- Методика речевого развития в связи с иными направлениями развития младших школьников. Логопедическая коррекция реализуется последовательно и носит усложняющийся характер. Она включает в себя следующие направления: знакомство с окружающим миром, математическое развитие, творческое развитие и активизация речи. Коррекционная работа проводится в течение четырех этапов. При этом, отслеживается степень речевого развития каждого учащегося и вносятся соответствующие корректировки в логопедическую программу.
- Методика расслабляющей игровой деятельности. Она основана на использовании игр и игровых упражнений на логопедических занятиях, которые имеют расслабляющее назначение и используются на разных этапах логопедической коррекции. Логопедические занятия включают следующие направления работы: развитие речевого молчания, постановка речевого дыхания, общение короткими фразами, отработка произношения развернутых фраз, постановка инсценировок, развитие связной и свободной речи. По каждому направлению используются специальные расслабляющие упражнения. Они ориентированы на расслабление младших школьников и создание условий для формирования плавной речи, с соблюдением определенного ритма.
Методика А.Э. Ракитиной и Л.А. Белик. Она основана на нескольких направлениях коррекционной работы:
- Коррекция судорог речи, посредством выполнения упражнений на совместное произношение и движение пальцами рук, которые формируют ритм произношения;
- Развитие у учащихся с заиканием рефлекса спокойствия, расслабления, посредством активизации вербальной коммуникации;
- Развитие речедвигательных навыков, которыми еще не владеет ребенок. Используются специальные упражнения, опирающиеся на образ реального речевого взаимодействия в конкретных ситуациях общения.
Данная методика способствует устранению заикания, но делает речь более замедленной, т.е. темпы речи снижаются, но это помогает активизации речедвигательных навыков.