Сущность и виды нарушений развития речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разновидность нарушений в формировании всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической и семантической), проявляющихся в сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Речевая деятельность человека тесно связана с человеческим сознанием. Под воздействием речи идет формирование сознания и самосознания, взглядов, убеждений, интеллектуальных, моральных и эстетических чувств, формируются характер и воля. С помощью речи все психологические процессы становятся управляемыми и произвольными.
Речевые нарушения могут касаться разных аспектов – мотивации, программы высказывания, грамматического структурирования текста и фраз, лексического запаса, произношения и голоса, темпа, плавности. Зачастую может отмечаться сочетание названных нарушений.
Все нарушения речи могут быть разделены на две большие группы:
- нарушения языковых средств общения;
- нарушения в использовании средств общения в ходе речевой коммуникации.
К первой группе относят следующие нарушения:
- фонетическое недоразвитие речи – представлено нарушением произношения отдельных звуков или групп звуков;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение в процессах формирования произносительной стороны системы родного языка у детей, имеющих различные речевые расстройства в связи с дефектами восприятия и произношения фонем;
- общее недоразвитие речи – сложное расстройство речи, при котором нарушается формирование всех компонентов системы речи, которые относятся к ее смысловой стороне.
Вторая группа нарушений включает заикание, рассматриваемое в качестве нарушения коммуникативной функции речи, в случае правильно сформированных средств общения. Возможен и комбинированный дефект, когда заикание сочетается со стертым общим недоразвитием речи.
Дети с речевыми патологиями обладают более обширным пассивным запасом слов, по сравнению с активным, и переводят слова в актив медленно и с затруднениями. Они не пользуются имеющимся запасом лингвистических единиц, не умеют ими оперировать, что свидетельствует о несформированности языковых средств, невозможности осуществить спонтанный выбор языковых знаков и использовать их в речевой деятельности.
Многие дети с речевыми нарушениями характеризуются недостаточной выраженностью познавательных процессов, нарушением и замедлением приема и переработки сенсорной и речевой информации.
Отмечается также своеобразие словесного мышления детей с ОНР. Они практически неспособны овладевать языковыми обобщениями.
Коррекция нарушений познавательных процессов у детей с ОНР
Коррекционно-развивающая задача предполагает необходимость преодоления недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевое подражание, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматические структуры, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциалов, словесно-логического мышления.
Решение коррекционных задач осуществляют на основании положения Выготского о зоне актуального и ближайшего развития, которое показывало, что процесс развития идет вслед за процессом обучения. Процесс развития определенной функции осуществляется постепенно, учитывая ближайший уровень развития данной функции, на котором выполнить задание ребенок сможет с небольшой помощью педагога.
В связи с этим важную роль отводят формированию и поддержанию интереса к выполнению предлагаемых заданий. Этому помогает использование наглядных пособий, игр и игровых приемов. Базируясь на этих принципах, основным средством работы с дошкольниками является игра.
Игра - не только приносит удовольствие и радость ребенку, игра помогает развитию речи, внимания, памяти, мышления. Играть можно на занятиях и на прогулке, в любое время дня, играть можно вместе и индивидуально. Все это дает положительные результаты.
В качестве теоретической и методологической основы коррекционного обучения выступают положения, которые были разработаны советскими дефектологами и логопедами – Выготским Л.С., Левиной Р.Е., Лубовским В.И.:
- принцип развития, состоящий из анализа объективных и субъективных условий формирования речевой деятельности ребенка;
- принцип системного подхода, предполагающий анализ взаимодействия разных речевых компонентов;
- принцип связи речи и других сторон психического развития, раскрывающий зависимость формирования отдельных речевых компонентов от состояния других процессов психики. Выполнение данной связи является основой воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые напрямую или косвенно могут препятствовать эффективной коррекции речевой деятельности.
Основой всего процесса обучения детей с ОНР должен являться принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале.
Компенсация недоразвития речи ребенка и его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе обуславливают острую необходимость освоения видов деятельности, предусмотренных в программах массовых детских садов. К таким типам деятельности относят трудовую, игровую, изобразительную и другие типы деятельности детей. В процессе овладения ребенком названными видами деятельности, особое внимание со стороны воспитателя должно уделяться развитию восприятия, мнестических процессов, то есть процессов запоминания, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления.
Иными словами, такого рода работа поможет не только обеспечивать полноценное речевое общение между детьми, но и, в конечном счете, подготовит их к обучению в общеобразовательных или специальных школах.