Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие предметной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наглядно-практическими методами

Понятие развития речи

Определение 1

Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания ребенка-дошкольника, которая связана с развитием познавательных и умственных способностей.

Благодаря речи человек обладает широкими коммуникативными возможностями в формулировании мыслей, взглядов и убеждений.

Ранний и дошкольный возраст – период бурного развития человеческой речи. Любое нарушение или задержка речевого развития ребенка непосредственно оказывает воздействие на процесс формирования его психики. Ребенок становится нерешительным, стеснительным, молчаливым, снижая процесс выражения эмоций, идет замедление процесса развития воображения и восприятия. Сегодня отмечена тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, включая общее недоразвитие речи разного уровня. Важно начинать комплексную коррекцию ОНР как можно раньше, пока дефекты речи окончательно не оформились не закрепились в коре головного мозга.

Одно из наиболее распространенных нарушений речи – общее недоразвитие речи (ОНР). Впервые данный термин был использован доктором педагогических наук, профессором Р.Е. Левиной, чтобы обозначить различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается процесс формирования всех компонентов системы речи, включая фонетику, грамматику и лексику, при сохранности слуха и интеллекта.

Развитие словаря ребенка тесно взаимосвязано с развитием у него психических процессов, а также с развитием фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

Лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР III уровня

Лексико-грамматический строй речи у детей с ОНР III уровня характеризуется следующими чертами:

  • расхождение объема активного и пассивного словаря;
  • преобладание в активном словаре существительных и глаголов;
  • аграмматизмы;
  • пропуск членов предложения в предложении;
  • неправильный порядок слов;
  • отсутствие сложноподчиненных конструкций.

Неполноценная речевая деятельность негативно сказывается на всех сферах детской личности: затруднено развитие познавательной деятельности, снижена продуктивность запоминания, нарушена логическая и смысловая память, детям трудно овладеть мыслительными операциями, нарушены все формы общения и межличностного взаимодействия, заторможена также игровая деятельность, имеющая важнейшее значение в общем психическом развитии.

«Развитие предметной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня наглядно-практическими методами» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Богатая и хорошо развитая речь – средство адекватного и полноценного общения и развития личности. Лексика в качестве важнейшей части языкового кода несет огромную общеобразовательную и практическую функцию. Богатый словарь – признак высокого развития детской речи. Коррекция нарушений словарного запаса – необходимое условие для развития коммуникативных компетенций ребенка.

Одна из характерных особенностей речи детей с ОНР – расхождение объема активного и пассивного словаря существенно выше нормы. Дети понимают значение большинства слов, но затрудняются в использовании их в экспрессивной речи, а также в актуализации словаря.

Бедность словаря выражена в том, что дети с ОНР в 5-6 лет не знают многих слов, например, названий рыб, ягод, профессий и пр. Из-за этого возникают трудности при восприятии слов обобщенного, отвлеченного значения. Также отличительная особенность словаря ребенка с ОНР – неточное употребление слов. Иногда они используют слова в слишком широком смысле, либо, напротив, в слишком узком.

Нарушенное формирование предметной лексики у детей с ОНР выражено незнанием не только многих слов, но и сложностью поиска известного слова, нарушением актуализации пассивного словаря. Также неточность словаря проявляется вербальными парафазиями.

Часто в дошкольном возрасте дети с ОНР пользуются словом только в определенной ситуации, а слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. То есть, понимание и использование слова – ситуативное.

Понятия у дошкольников с ОНР смешиваются на основании следующих типов сходства:

  • функциональное назначение: метла-щетка;
  • объединение похожестью ситуации – лёд-каток;
  • внешняя схожесть – футболка и рубашка;
  • часть и целое слово – поезд – паровоз;
  • обобщающие определения и слова конкретного значения – посуда – чашки;
  • словосочетания и связанные с ними понятия – плита – горящий газ;
  • существительные и слова, обозначающие действия, и наоборот – лекарство – болеть.

Дошкольникам с ОНР характерна многовариантная предметная лексическая замена, а поиск нужного слова замедлен и недостаточно автоматизирован. Обычно, дети с ОНР подбирают один синоним на предлагаемое слово-стимул. При этом допускают много смысловых ошибок. Например, вместо нужного синонима дошкольники с ОНР могут воспроизвести:

  • близкие по смыслу слова, часто сходные ситуативно, например, зоопарк – парк;
  • слова, противоположные по значению, с частым повторением исходного слова с использованием частицы не – верный – не верный;
  • слова, близкие по своему звучанию – здание – создание;
  • формы начального слова или родственные слова, например, бой – боец.

Вместо наименований детенышей известных им животных, например, теленок, поросенок, щенок, дети с ОНР будут называть их – свиненок, коровенок, собачонок и пр. Также, они могут допускать ошибки в процессе образования и употребления уменьшительно-ласкательных существительных – тетрадонька, коровенька, а также с суффиксом –иц – салатница – салатка, перечница – перчовка.

В заданиях, где необходимо выбрать синоним, так же, как и при необходимости выбора антонима, у детей с ОНР проявляется следующий ряд трудностей: существенно ограниченный словарный запас, трудности с актуализацией словаря и неспособность определить существенные семантические признаки в смысловой структуре слов, выполнить сравнение значений слов, соответствующих единому семантическому признаку.

Иными словами, у дошкольников с ОНР недостаточно сформированы основные связи между языковыми лексическими единицами.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 15.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot