Использование песенного и поэтического материала на различных уроках интересовало людей со времен Древней Греции. Именно в то время было установлено, что запоминание длинных текстов или сложного материала идет намного быстрее, если они представлены в рифмованном виде. В школах Индии и сегодня азбуку и арифметику выучивают при помощи пения.
Помимо эффективного способа запоминания нужной информации, песенный и поэтический материал положительно воздействуют на чувства и эмоции учеников. Поэтические и музыкальные произведения настраивают детей на учебный лад, снимают психологическое напряжение.
Возможности использования песенного и поэтического материала на уроках
Современные требования к учебному процессу ориентированы, в первую очередь, на его гуманизацию. В центре образовательно-воспитательного процесса находится личность ученика. Именно поэтому основной задачей педагогов и методистов является поиск эффективных методов подачи учебного материала. Одним из таких методов является использование песенного и поэтического материала на уроках, цель которого, - оригинальная и запоминающаяся подача нового учебного материала.
Использование песенного и поэтического материала, чаще всего можно встретить на языковых уроках (уроки иностранного и русского языка, родного языка, литературы и т.п.). Однако некоторые педагоги применяют данный метод и на других не специфичных для него уроках. Ряд современных учебников и методической литературы практически полностью базируются на использовании песенного и поэтического материала. Если несколько лет назад проведение оригинального урока, например, по математике или физике, с использованием стихов и рифмовок по теме, требовало от педагога тщательной и сложной подготовки (необходимо было самостоятельно рифмовать учебный материал), то на сегодняшний день такой проблемы практически нет. Существует достаточное количество печатных и электронных пособий с уже имеющимися конспектами занятий, зарифмованным учебным материалом.
Возможности использования песенного и поэтического материала на уроках:
- Возможность быстро усвоить новый материал, а также возможность запоминания сложной информации.
- Развитие коммуникативных качеств и навыков. В процессе обучения каждый ученик сталкивается с тем, что ему сложно запомнить специальную терминологию, особенно в старших классах, когда добавляются такие предметы как химия и физика. В стихотворной или песенной форме проще овладеть сложными терминами, понять, где и как их использовать, научиться правильно излагать свои мысли. Все эти навыки относятся к коммуникативной компетенции.
- Избавление от скучного и монотонного заучивания текстов, формул, правил и т.д. С помощью стихов и рифмовок решается проблема зазубривания материла без понимания его сути. Однако педагог должен обращать внимания в процессе использования стихов и рифмовок, чтобы дети понимали их смысл, а не просто механически запоминали.
- Развитие памяти. Весь учебный процесс организован таким образом, что ученикам постоянно приходится что-либо запоминать, именно поэтому так важно постоянно развивать память. Дети имеют различные типы восприятия (визуалы, аудиалы, кинестетики и смешанный тип), именно поэтому педагог в процессе обучения должен использовать все возможные способы подачи нового материала, в том числе музыку и стихи. Песни в музыкальном сопровождении, стихи и рифмы отлично воздействуют на все каналы восприятия и способствуют развитию памяти у детей с разными видами восприятия.
- Комфортная психологическая обстановка. Песенный и поэтический материал, а особенно в сопровождении музыки, благоприятно сказываются на психологическом состоянии ребенка. Использование музыкальных произведений возможно не только для усвоения учебного материала, но и с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Для этого чаще всего используют музыкальные паузы, музыкальные разминки, фоновая музыка при выполнении контрольных и самостоятельных работ, минутки музыкальной релаксации и т.п.
Принципы использования песенного и поэтического материала на уроках
Большое значение при использовании песенного и поэтического материала на уроках имеет правильность работы с материалом. В первую очередь необходимо определить последовательность действий при запоминании стихов и рифмовок. Ученики должны не просто механически запоминать, а в первую очередь понимать смысл рифмовки или стихотворения.
Принципы правильного использования песенного и поэтического материала на уроках:
- Интонация, с которой педагог впервые читать стих или рифмовку. Необходимо интонацией выделить смысл и суть нового учебного материала.
- Четкость и выразительность прочтения. Так как в стихе или рифмовке могут быть новые термины, понятия, формулы и т.д., необходимо произносить отчетливо каждое слово, чтобы избежать искажения информации.
- Сложные слова или термины предварительно можно выписать на доску, либо полностью записать рифмовку или стих, если они не длинные.
- Проверка понимания смысла, заложенного в стих или рифмовке, посредством вопросов.
- При повторении пройденного материала использование приема чтения по цепочке (первую строчку читает педагог, вторую ученик, третью его сосед по парте и т.д.).
- Интересное и оригинальное наложение стихов и рифмовок на музыку, либо соответствующее музыкальное сопровождение.
- Прочтение рифмовок или стихов хором, для заучивания.
- При использовании сложных терминов, либо если стих или рифмовка большие по объему, заучивание с помощью письменной опоры.
- Воспроизведение стиха или рифмовки учениками по просьбе.
Таким образом, использование песенного и поэтического материала (стихов и рифмовок) на различных уроках положительно сказывается на усвоении детьми нового материала, делает уроки интересными и познавательными, развивает память, формирует мотив на обучение.