Инклюзивное образование – это организация образовательной деятельности, основанная на совместном обучении детей с нормальным и отклоняющимся развитием.
Инклюзивное образование реализуется в разных формах и разными методами. Его реализация предполагает создание в учебном заведении специальных условий, ориентированных на включение детей с особенностями развития в социальную среду, образовательный процесс, в котором они будут чувствовать себя полноценными членами и получат возможность проявить себя, реализовать свой потенциал.
Наиболее приемлемой и эффективной формой работы в инклюзивном обучении является групповая деятельность. Она объединяет учащихся в небольшие группы – по 5-6 человек, включая детей разного уровня развития.
Групповое обучение и его роль в социализации личности ребенка с ОВЗ
Групповая работа в области организации инклюзивного образования обладает важным назначением: обеспечение социальной интеграции детей с ОВЗ в среду здоровых учащихся, сверстников, открывая им пути для общения и взаимодействия, установления дружеских, коллективных взаимоотношений.
Групповая работа – это процесс построения коллективного взаимодействия учащихся, их взаимного обучения, взаимопомощи, совместной деятельности, ориентированной на достижение целей и задач образования.
Роль групповой формы работы в системе инклюзивного образования заключается в следующем:
- Увлекательность построения учебного занятия, что соответственно, поднимает мотивацию к обучению и развитию.
- Открытие возможностей для педагога многократного повторения материала.
- Большие возможности для контроля знаний учащихся и анализа их деятельности.
- Формирование навыков сотрудничества у учащихся. Дети учатся принимать чужое мнение, выражать свое, находить компромиссы.
- Выполнение различных заданий и обмен опытом деятельности, опытом своих достижений между учащимися класса.
- Более продуктивное усвоение материала учащимися с ОВЗ. Дети повторяют материал многократно, вследствие его разбора в группах, прослушивания ответов участников команды.
- Формирование уважительного отношения к сверстникам с особыми образовательными потребностями у нормально развивающихся учащихся.
- Анализ групповой работы т.е. коллективное обсуждение итогов своей деятельности формирует основы социального взаимодействия, а также развивает мыслительную работу учащихся.
- Вовлечение каждого учащегося с ОВЗ в образовательную деятельность. Каждый ребенок становится членом команды, занимающим активную позицию в общей деятельности, требующей от него приложения определенных усилий. Это способствует всестороннему развитию личности учащегося с ОВЗ, реализации его творческого, образовательного потенциала и социальному развитию.
- Дети с нормальным уровнем развития берут на себя роль консультантов, помогая отстающим товарищам в постижении знаний и навыков деятельности. Так они учатся объяснять, рассуждать, оценивать, у них формируется чувство солидарности, ответственности, взаимопомощи.
Групповая деятельность реализуется как в учебное, так и во внеурочное время. Она реализуется при организации экскурсий, кружковой деятельности, внеклассных мероприятий по разным темам и направлениям деятельности. Дети объединяются в группы и выполняют задания, носящие развивающую направленность. В этом и состоит суть групповой работы в системе инклюзивного образования.
Организация групповой работы в инклюзивном образовании
Организация групповой работы в инклюзивном образовании осуществляется на основании соблюдения следующих условий:
- Групповая работа включает в образовательный процесс с начала школьного обучения и охватывает его на всем образовательном пути.
- Обучение строится в опоре на принцип коллективизма т.е. формируется коллектив учащихся в опоре на эмоциональное стремление каждого из них к совместной деятельности, общению и сотрудничеству.
- Учет интересов и потребностей учащихся при формировании групп т.е. педагог делит детей на группы в зависимости от психологической совместимости учащихся, их желания работать вместе.
- Дифференцированные задания. Такие задания помогают учитывать особенности развития, познавательных возможностей и образовательные потребности учащихся разного уровня развития т.е. дают возможности детям с ОВЗ выполнить работу, испытать успех от ее выполнения, что мотивирует к дальнейшей деятельности, дальнейшему развитию. Учащиеся с низким уровнем интеллекта, сложностями социальной адаптации, неуверенные в себе получают возможность реализовать себя, самоутвердиться и полноценно развиваться в коллективе сверстников, независимо от их познавательных способностей и общего уровня развития.
- Педагог выступает в роли модератора учебного процесса. Он практически не вмешивается в групповую работу, а только координирует ее, направляет. Педагог оказывает помощь учащимся при затруднениях, отслеживает активность групповой работы каждого учащегося и создает мотивационную среду в образовательной деятельности.
- Наблюдение педагога за командной работой учащихся. Здесь обращается внимание на поведение детей с ОВЗ, их активность в совместной деятельности, внимательность, особенности поведения, а также терпимость детей с нормальным развитием, их направленность на взаимодействие с учащимися с ОВЗ.
Межвозрастное обучение как форма групповой работы в инклюзивном образовании
Межвозрастное обучение – это форма групповой работы, опирающаяся на объединение в группы учащихся разных возрастов.
Данный тип групповой работы ориентирован на демонстрацию учащимися старшего возраста, с разным уровнем развития своих знаний младшему поколению. Учащиеся с ОВЗ получают возможность проявить себя, свои достижения, помогая в развитии слабых учащихся младшего возраста. Подобная работа формирует социальное взаимодействие, обогащает социальный опыт, как у учащихся с ОВЗ старшего, так и младшего возраста, расширяя их круг общения, совершенствуя навыки взаимодействия. Общение выходит за рамки коллектива класса, способствуя продуктивному социальному становлению учащихся.
Условиями организации межвозрастного обучения являются:
- Небольшой разрыв в возрасте: не более одного класса разницы;
- Возложение педагогических функций на отстающих учащихся, с низким уровнем успеваемости и социального развития;
- Использование для преподавания материалов своего собственного обучения т.е. того, что познавалось им самим на предыдущем этапе обучения;
- Использование тех дисциплин, которые наиболее интересны для учащегося, занимающего роль педагога, т. е. тех, в которых он особо преуспевает.