Развитие форм кооперации учащихся с ОВЗ на базе школьной библиотеки: опыт работы и перспективы
В настоящее время вопросы организации и развития инклюзивного образования становятся все более актуальными. Одним из важных аспектов внедрения инклюзии в работу образовательных организаций является развитие форм кооперации между учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их сверстниками с помощью различных инструментов обучения и воспитания. Школьная библиотека выступает центром социальной медиации, где эта кооперация может быть осуществлена. При этом следует отметить, что концепция современной школьной библиотеки как социокультурного пространства напрямую связана с реализацией функции консолидации, объединения детского и взрослого сообществ.
Обслуживание учащихся с ОВЗ в школьной библиотеке требует особого подхода, что проявляется в ряде требований к процессу оказания информационно-библиотечных услуг этой категории читателей:
- Индивидуальный подход, обусловленной спецификой нозологии и индивидуально-психологическими особенностями ребенка. Школьная библиотека должна предоставить индивидуальное обслуживание, включая адаптированные материалы и специальные условия доступа, для пользователей с разыми видами ограничений: инвалидам по слуху, зрению и проч.
- Обучение библиографическим навыкам и основам информационной грамотности: учащиеся с ОВЗ нуждаются в дополнительных занятиях по формированию у них навыков работы в среде информационного поиска, а также в адаптированных инструментах такого поиска, поэтому школьный библиотекарь должен учитывать специфику этой работы с учащимися-инвалидами.
- Содействие социализации: библиотека должна способствовать социализации учащихся с ОВЗ, создавая условия для их взаимодействия с другими учащимися, приобретения культурного опыта, развития коммуникативных навыков.
Традиционные формы кооперации учащихся с ОВЗ на базе школьной библиотеки включают различные виды совместной деятельности, в которые вовлекаются все учащиеся независимо от их физического состояния. К таким формам можно отнести:
- Мероприятия и библиотечно-библиографические уроки для групп разной наполняемости и состава. Школьная библиотека может организовывать групповые занятия и мероприятия, которые объединяют учащихся с ОВЗ и их сверстников. К таким мероприятиям можно отнести конкурсы чтецов, презентации новых изданий, литературно-музыкальные композиции и проч.
- Библиотечно-библиографические уроки в рамках курсов внеурочной деятельности по основам информационной культуры. Это помогает учащимися овладеть базовыми навыками работы с информационными ресурсами библиотеки и активно использовать их в учебе и саморазвитии.
- Клубная и кружковая работа на базе школьной библиотеки, которая охватывает разные направления работы, включая литературно-творческие объединения, клубы художественно-эстетической направленности и иные формы работы.
Перспективы развития форм кооперации инвалидов на базе школьной библиотеки связаны, в первую очередь, с расширением традиционного набора форм массовой работы, обогащением ее новыми видами мероприятий. К таким направлениям работы можно отнести:
- Интеграция библиотечных мероприятий в сферу современных технологий, например, использование формата онлайн-выставки, виртуальной экскурсии, интерактивной игры, что облегчает доступ к информации учащимися с ОВЗ и позволяет сделать ресурсы адаптивными.
- Развитие образовательных онлайн-курсов, предоставляющих учащимся с ОВЗ возможность присоединиться к команде сверстников в онлайн-режиме для обучения основам информационной культуры.
- Развите проектной деятельности в социальной и научно-исследовательской области. Библиотека может выступить ресурсно-информационным центром проекта, предоставляя участникам информацию, а также рабочую зону для создания проекта, обсуждения и взаимодействия.
Основные трудности в организации инклюзивного обслуживания на базе школьной библиотеки
Инклюзивное обслуживание в школьной библиотеке предполагает создание равных возможностей для всех учащихся, включая тех, у кого есть физические ограничения, на доступ к информации, культурным событиям и образовательным программам, которые соответствуют их потребностям и способностям. Однако на практике образовательные организации и школьные библиотеки сталкиваются с большими проблемами при организации обучения, воспитания и социализации таких учащихся. Основные причины трудностей в организации инклюзивного обслуживания в школьной библиотеке включают:
- Ограниченные ресурсы в материально-техническом, финансовом планах, что тормозит модернизацию библиотек и создание в них комфортных условий для учащихся с ОВЗ.
- Недостаточная подготовка персонала школьных библиотек заключается в отсутствии у педагогов-библиотекарей элементарных навыков работы с учащимися с ОВЗ, психолого-педагогическая неосведомленность и, как следствие, неумение эффективно организовать работу с такими учащимися.
- Инфраструктурные ограничения, неприспособленность зданий и помещений для передвижения инвалидов, отсутствие специального оборудования и доступа к нему для учащихся с ограниченными физическими возможностями, также может ограничивать их участие в мероприятиях, которые проводятся на базе школьной библиотеки. Например, отсутствие аудио- и видеоматериалов с субтитрами или возможности использования библиотечных ресурсов на устройствах с поддержкой чтения текста вслух делает недоступной информацию для детей, у которых есть проблемы со зрением или слухом.
Меры по расширению возможностей интеграции учащихся с ОВЗ в библиотечное обслуживание школы должны включать мероприятия, направленные на преодоление данных трудностей и развитие форм кооперации учащихся с ОВЗ на базе школьной библиотеки. Наиболее эффективны здесь следующие направления работы:
- Регулярное обучение педагогов-библиотекарей в области дефектологии и специальной педагогики с целью привития методической культуры, расширения арсенала педагогических приемов и методов взаимодействия с учащимися данной категории.
- Развитие доступной среды и модернизации инфраструктуры, что включает реконструкцию и обновление помещений библиотеки, включая создание доступных путей передвижения и установку специального оборудования для учащихся с ОВЗ.
- Разработка адаптированных ресурсов (специальных образовательных материалов, пособий) расширяет доступ к знаниям и культурным ценностям.
Таким образом, кооперация учащихся с ОВЗ на базе школьной библиотеки, являясь частью социализации детей в образовательной организации, выступает важной составляющей библиотечно-информационного обслуживания школьников.